В культуре любой страны, особенно во всевозможных формах её народного эпоса, можно найти героя, который бы сочетал в себе наиболее характерные черты и качества, присущие его народу. Скажем, для японцев подобный собирательный образ наверняка отличался бы трудолюбием, серьезностью и ответственностью. Ну не принято в Японии быть ленивым, бестолковым и лежать на печи, ожидая пока жизнь вокруг сама собой сложится. А где так принято? Правильно, на Руси-матушке с её народным любимцем Иваном-дураком. Так вот здешний главный герой по имени Тайлор - это в гораздо большей степени образ исконно русский, чем японский, это знакомый с детства образ нашего родного Вани-дурачка. Честно говоря, даже удивительно, как японские авторы смогли так глубоко проработать настолько нехарактерного и несвойственного их культуре персонажа.
Irresponsible Captain Taylor был создан в рамках одного из самых популярных жанров аниме заката 20 века. Однако в отличие от большинства других научно-фантастических собратьев-космоопер история этой картины поведает зрителю вовсе не о глобальных и пафосных звездных войнах, не о героях, обладающих суперсилой и даже не об извечном противостоянии добра и зла. Хотя все вышеперечисленное здесь имеет место быть, но подается оно под совершенно иным ракурсом: менее привычным, а потому более любопытным и интересным.
История аниме берет начало в соответствии со всеми традициями жанра: далекое будущее, две противоборствующие нации, повстанцы, юная принцесса, придворные интриганы, воинственные генералы, рвущиеся в бой сносить головы супостатам – в общем полный набор Первого Эпизода Звездных Войнах. Однако на фоне всей этой обыденной и устаревшей по всем статьям картины появляется нечто оригинальное, свежее и приковывающее взгляд. Речь, разумеется, о главном герое – 20-летнем Джасти Уэки Тайлоре. Он вступает в ряды армии. Зачем? защищать родину и отстаивать её честь в надвигающейся войне? Вовсе нет. Идет наш герой туда за легкой жизнью, весельем и славой. С этого начинаются уморительные похождения новоиспеченного армейца. Основу всех шуток, пародий и прибауток в Irresponsible Captain Taylor составляет армейская тематика, которая высмеивается здесь шикарно. Особенно отраден тот факт, что авторы не опускаются до уровня стеба, а наполняют здешний юмор искрометной иронией и сатирой в лучшем их проявлении. Местом действия военного каламбура становится полуразрушенный космический флагман, на котором царит полная анархия, разброд и шатание. На него в буквальном смысле ссылают сброд со всей армии: вымуштрованные до нельзя офицеры, почитающие военный устав, как Библию, неконтролируемые твердолобые десантники, превращающие корабль в место военных действий, непросыхающий от алкоголя главный хирург экипажа и, как апофеоз армейского бреда – сам Тайлор, назначаемый капитаном. Сумасбродные адмиралы, постоянно противоречащие друг другу, предпочитают не разбираться с проблемами, а убирать их с глаз долой. Так они поднимают дуралея Тайлора по карьерной лестнице со скоростью света и взваливают на его плечи груз собственной ответственности.
Но капитан Тайлор не пасует перед сложностями по той причине, что для него вообще не существует понятия «сложность». Он видит мир простым и понятным, а все его мировоззрение насквозь пронизано добродушием и детской непосредственностью. Тайлор вовсе не дурак, а лишь прикидывается простаком. Кажущиеся на первый взгляд нелогичные и бессмысленные поступки героя объясняются тем, что сам он настоящий пофигист, полагающийся на авось. Несмотря на всю свою нелепость и абсурдность, Тайлор - это нескончаемый источник житейской мудрости. Даже в самых сложных ситуациях его не покидает душевное равновесие и уверенность в том, что всегда найдется выход. В образе Тайлора недвусмысленно прослеживаются нотки пацифизма, через которые и передается главная идея аниме – любая война заведомо бессмысленна и проигрышна для обеих сторон, поскольку ничего кроме страданий и горя принести она не может. Разрушая других, человек разрушает и себя. Вместо того, чтобы бессмысленно истреблять друг друга Тайлор своим примером показывает и доказывает, что важнее проявлять благородство и милосердие и расходиться миром. Тайлор учит смотреть на всё чуть проще, делая жизнь чуточку веселее и радостнее. Поведение героя также объясняется его (истинно русской) душой нараспашку.
Какого персонажа в этом аниме ни возьми - сплошь колоритные личности, каждый из которых несет свою мораль. За откровенной показной глупостью и легкомыслием Тайлора и многих других героев скрываются мысли здравые и мудрые, которые доводятся до зрителя в шутовской манере. И сей замысел оправдывается на ура: способность говорить простыми словами о сложных вещах - это едва ли не самое ценное качество в жанре комедия. Сценаристы великолепно поработали и над сюжетной линией и над каждым персонажем в отдельности. Irresponsible Captain Taylor очень резво набирает обороты: первая половина сериала смотрится на одном дыхании. Не самым удачным и совсем неоригинальным получилось вплетение истории про «фэнтезийную девочку-принцессу», но в целом это не сильно портит общей картины. Вторая половина сериала выглядит несколько слабее первой – акцент смещается с комедийных отношений внутри экипажа на приключенческие разборки за пределами борта. Под конец авторы словно вспомнили, что хоть основу аниме составляет комедия, но комедия в рамках космосаги, да еще и с военным уклоном, поэтому обойтись без масштабной сцены противостояния двух армий не смогли. Но даже и в этой ситуации им удалось найти оригинальное и неординарное решение.
Несмотря на то, что картина находится в довольно солидном возрасте, она не вызывает чувства снисхождения даже в техническом отношении. Рисовка выполнена в стандартном для 90х стиле, но её проработка и детализация оказывается на уровне, которому позавидовали бы многие современные работы. Больше всего возраст выдает музыкальное оформление и старомодный футуристический дизайн. Однако, повторюсь, никакого намека на архаичность. Да, здесь нет высокой динамики, которыми славятся лучшие современные работы, но в 90-е ценилось совсем другое, то было еще не время бешеных и непрекращающихся гонок. Определенно, у Irresponsible Captain Taylor есть и своя душа и какой-то неповторимый лоск, которые сейчас встречаются все реже.
Irresponsible Captain Taylor вышел добродушной иронической комедией. Пародия на военщину и солдафонство удалась на славу: создается впечатление, как будто, сценаристы аниме черпали вдохновение, изучив внутренний порядок (а точнее беспорядок), российской армии. Тонкая и актуальная карикатура, иронизирующая, но не высмеивающая. На сегодняшний день жанр фактически вымерший и замененный злобным, грубым "стебом". Сравнил бы даже юмор Тайлора с потрясающей русской классической школой сатиры Чехова и Салтыкова-Щедрина. Думается, если бы эти писатели жили в наше время, то аниме от них было бы как раз таким. Irresponsible Captain Taylor несет правильные (с любых точек зрения) идеи и без сомнения заслуживает внимания к себе спустя и 10, и 50, и 100 лет после своего выхода. Неординарная, но в то же время очень традиционная работа: "сказка - ложь, да в ней намек".
"Тайлор не ПРОСТО идиот. Он поднимает это понятие на новый уровень"
|