Возможно, я давно не развлекалась. И именно это заставило сесть меня за просмотр Sky Crawles с ручкой и листком бумаги. А, возможно, сказывался предыдущий опыт с Гитсом. Как бы то ни было, смотреть таким образом оказалось значительно интереснее. Наверное потому, что так у меня хотя бы цель была – я не очень люблю фильмы Осии. Странно, но когда он перестает снимать по анимешным лекалам, ему потрясающе удается стилизация. Так было в Авалоне, так есть в Небесных скитальцах. Может быть, потому, что это уже не анимация, но еще и не кинематограф? Скитальцев определяет стиль. Смешение реальностей уже было отмечено и незачем повторяться: джаз, машины, самолеты, плоские экраны, сигаретный дым и пивные бутылки, блики на самолетах – куски их повседневности. Небрежные герои, несмотря на свой дизайн, почему-то вписываются в фон. Музыка. Когда перестает звучать джаз, что привязывает фильм ко времени, начинает звучать музыка, которая больше бы подошла какой-нибудь мистической истории конца девятнадцатого века. Флер мистицизма в повседневности – это завораживает. Фильм о повторениях, о любви к небу, о играх, в которые играют дети, о забвении и о поиске. Фильм о войне. Странной войне. Той, которая развлечение для гражданских, и игра по правилам для участников. Тем, для кого завтра может не наступить, не обязательно становится взрослыми. Отказ от взросления с сохранением правил взрослой игры и является тем противоречием, границей, что отделяет детей-килдренов от взрослых-гражданских. Занятно смотреть на взрослых, что подчиняются правилам игры килдренов. И это немножко страшно – представить себе их ощущения, ведь они лишены избавления в рваном мнимом забвении. Больно смотреть на детей, что никогда не были детьми. Фильм складывающийся как мозаика: пазлы – ребенок ребенка, самолеты, Учитель, взрослые женщины, взрослая жизнь, забвение, джаз, много дыма и выпивки, бутафорская война, любовь с пистолетом у виска, сломанное колесо сансары и вездесущая собака. Все это можно складывать как угодно – герменевтика пасует – конечная картинка всегда будет различной. И хотя основная смысловая линия совпадает с авалоновской, неудовольствия или отторжения это не вызывает. Ничего нового, в общем. Но по-другому. Немножко. Чуть-чуть. Очень красиво. И грустно. И кадры после титров только подтверждают обреченность.
|