Мамору-сан как всегда нашел, чем впечатлить зрителя. Что же может быть зрелищнее сражений на фоне вечно холодной синевы, и что может быть притягательнее, чем образ летчика, повенчанного с небом.
Но не все так просто. Наличие литературного первоисточника добавляет невиданной глубины повествованию. Стоит отдать должное и Мамору - в деле детализации он просто бог, каждая крупица информации, отображенная на экране, выверена и перепроверена. Начиная газетой Юмиури (да, настоящая Юмиури выглядит действительно так, те же шрифты, верстка, и она, кстати, также издается для японцев, живущих за границей) и заканчивая бессменными посетителями бара, каждый из которых всегда сидит на своем месте.
Отдельного восхищения достоин контраст между эмоциями людей и окружающей их действительностью. Все, что окружает их похоже на какой-то сон или мираж. Люди двигаются и совершают поступки, больше руководствуясь привычными схемами поведения, чем чувствами. Интересно разделения мира на локации, которые очень сложно соотнести между собой и сформировать цельный образ. Маленький аэродром с Кусанаги на втором этаже - своя собственная реальность, бар у дороги и его посетители, сводки новостей - тоже другой мир, особняк, где пересекаются судьбы всех героев, домик для гостей и т.д.
На фоне этой апатичной реальности ярким пятном выделяются попытки Кусанаги эту реальность преодолеть, найти настоящую "реальность" и чувства. Каждый из героев своими способами пытается найти эту реальность, жизнь. Кто-то просто плывет по течению, кто-то делает вид, что ему все равно, кто-то, поняв, не может принять сам себя и мечется в попытках закрыть глаза на то, на что их закрыть уже не может.
- Осторожно, далее спойлер – Расхождение литературного первоисточника и фильма - концовка. По книге Каннами ее убивает, но в фильме она остается жить. Таким образом, он завещал ей жить дальше и познавать этот мир, ведь он сам после смерти будет возвращен обратно без своих воспоминаний. Проблема быть и казаться, мучавшая еще беднягу Гамлета, актуальна и для Килдренов. Для них она актуальная как для никого в этом мире. Если ты не можешь доверять даже собственной памяти, если она тебе не помощник в деле самоидентификации, то, как же найти себя в этом мире?
Мицуя находится на полпути к реальной жизни. Она смогла понять, кто она есть, но не принять это, как смогла Кусанагаи. Пока Мицуя бежит от реальности она продолжает жить в этом апатичном мире, лишенном смысла. Единственный смысл, который в нем есть – это настоящие чувства. Полеты в таком контексте – очередное бегство от реальности, чувства, испытываемые во время боя не могу заменить их отсутствие на земле.
Кусанаги, пожалуй, единственная из Килдренов и вообще из всех героев фильма имеет шанс жить по-настоящему, именно жить, а не казаться. И она живет не только ради себя и своей дочери, она проживает эту жизнь и за Каннами, сохраняя его воспоминания, его личность. Хотя, тут надо оговориться, что называть Каннами «Каннами» не совсем верно.
Перед последним боем он говорит, что собирается убить своего отца. В общем-то, это и есть ключ ко всему. Кусанаги всю жизнь любила только одного мужчину и воспоминания о нем, его личность она будет хранить так долго, как только сможет. Это ее путь к реальности. - Конец спойлера –
Во многом именно из-за детализации и глубины сюжета фильм заслуживает многочисленных пересмотров. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть сцены сражений в воздухе. Ради такой красоты можно пересматривать бесконечно. Хотя, в графическом плане считаю проколом дизайн персонажей, их спасает только динамика.
|