"О чём этот фильм?" - спросишь ты. "О дружбе, милая", - отвечу я. О той дружбе, которая может быть между монархом и подданным, между слугой и господином, между царями разных стран, между повесой и весталкой, между дикаркой и воином и т.д. и т.п. Люди, причастные к одной дружбе, могут не совсем понимать мотивов других, но видя проявления человеческого тепла и участия, они познают что-то новое. Хочу заметить, что в ОВА принципиально нет любовной линии (если только не принять за неё поползновения лузитанского короля в сторону королевы Тахамине), но есть разные формы всё той же дружбы. "Давай дружить", - сказал мальчик девочке и они стали... именно друзьями, а не тем, что вы подумали.
Фоном избрана метаистория, то есть история, где действуют не конкретные исторические государства и лица, а те силы, которые стоят за ними. Основой для такого философствования избран зороастризм и те исторические области Ирака-Афганистана-Ирана-Таджикистана, которые с ним связаны. Здесь есть прямые исторические указания на династию Хосровов, сакрализованных зороастрийской традицией. Страна, где разворачивается основное действие - Парса, т.е. Персия. Мы также познакомимся с агрессорами из Лузитании, в которой без труда прочитывается средневековая Европа эпохи крестовых походов, Турана, напоминающего государство Чингизидов, личного союзника Арислана - Шиндры, за которой маячит мир земель Индустана...
Весьма причудлив религиозный мир саги. Мы имеем возможность посмотреть на средневековое христианство со стороны древнего зороастризма, переходящего в гностицизм, и увидеть в том боге, которому поклонялись фанатичные рыцари - злого демиурга Ялдабаофа, а не кроткого Иисуса, вряд ли одобрившего бы войны, которые велись в истории от его имени. Правда, в отношении Турана, Ёсики Танака допустил вполне извинительный для неисторика прокол. Туранцы (т.е. тюрки, алтайские народы) изначально поклонялись не Солнцу (как отзывается о религии Турана принц Арислан), а Вечному Небу - Тенгри.
|