Некоторые произведения искусства, в том числе из ряда аниме, к несчастью для большинства, и вещи радости узкого круга избранных, обречены на различное восприятие. Оттого у многих возникает на работы с претензией на некую элитарность, выраженное отторжение за счет сложности декодирования их смысла, туманности внутреннего посыла, отсылок и цитат. Слишком многим надо оперировать, хотя бы по верхам, искать и находить отклик на искажение (а быть может прояснение) действительности, и отчетливо слышать эхо собственного измученного самопознанием сознания.
Или, наоборот, за счет глубины погружения в происходящую мистерию, мы все помним, от какого же слова данный термин проистекает, такое творчество обязано быть особенно остро и почти чувственно воспринято. Отставим арт-хаусность «Ghost Hound» в стороне, ибо эпатажность без смысла, коей грешат большинство кинематографического неформального кино, здесь не наблюдается. Нет рискованного опыта ради самого эксперимента, и попыток шокировать поеданием кала, или вырыванием зубами кишок, якобы с целью продемонстрировать истинную звериную натуры личности.
В «Охоте на призрака» ловили, и к финалу, это отчетливо заметно, другую рыбу и на иную приманку. Пускай иная мелкая рыбешка побочных, запутанных как в узелковом письме инков, линий сюжета временно сорвалась с крючка, и отправилась в мутное море зрительских трактовок и авторских реверансов. Главная добыча не ушла от центральных героев (надо заметить, в сериале интересных персонажей различного пола и возраста, на удивление, много), т.е Таро, Масаюки и Макото - они нашли, что скрывало их прошлое, сердце и юный пытливый разум.
И для них, и для зрителя подобное будет существеннее, чем попытки объять необъятное и объяснить мироустройство бытия, базис сущего, и нити потустороннего, влияющие на наше с вами восприятие реальности. Для этого существуют сотни эзотерических учений, научных изысканий парапсихологов и вариаций верований в жизнь по ту сторону, на них, в том числе, постоянно ссылались и в самом сериале.
Ищущий до обрящет, если не инигму первоосновы, то хотя бы кто, и зачем похитил в раннем детстве Таро Комори и его сестру, почему отец Макото Огами вслед за этим трагическим происшествием совершил самоубийство. И что же заставило главу концерна биотехнологий вместе с семьей, переехать в захолустье, ведь не только же эскапизм и поиск чистого воздуха?!
Реальная жизнь, и в этом есть хитрость, и оправдание создателей «Ghost Hound» в ответ на получение новых знаний отвечает удвоением, а то и утроением загадок. Словно чан для сакэ, в котором бродят и множатся мириады мельчайших частиц жизни, как в первичном бульоне, любое неловкое вмешательство, и в дальнейшем процесс развития готов пойти напекосяк, выдавая чудовищные сорта и гремучие смеси.
Чем больше Таро хочет узнать, что и кто стояли за похищением 11 лет назад, тем глубже ему приходиться копать и доискиваться до истоков, с чего все начиналось. И попутно убеждаться, что корни мистицизма уходят сквозь века и времена, через персональные секреты семей и традиции древних родов, материю, астрал и эктоплазму. Да и множество вопросов для каждого конкретного индивидуума будут ясны до конца, только в то мгновение, когда все земное и материальное станет совершенно ненужным и бесполезным.
К сериалу применим такой специфический термин как научный мистицизм, когда на объяснение многочисленных странностей и тайн дается с избытком и версий, и трактовок, на какой угодно вкус, и монаха с этнологическим образованием, и врача, изучающего психопатологию, и просто уровня подростковых городских легенд. Это вполне сопоставимо с реальностью по нашу сторону экрана, и в нашей жизни встречается вера во внетелесный опыт, реинкарнацию и призраков, которая граничит с теориями поражения коры головного мозга, клонированием стволовых клеток эмбрионов и влиянием геомагнитных полей на поведение и самочувствие людей.
Впрочем, достаточно обратить внимание на лица, которые приложили руку к созданию «Охоты на призрака», и все недопонимания отпадут сами собой. И, прежде всего, это Сиро Масамуне, который еще в 1987 году создал оригинальную концепцию и дизайн. Тот самый Сиро, прилагающий к своим работам технические данные и подробные описания миров, с картографией и хронологией, его манга послужила толчком для развития научной фантастики и футурологии в аниме в целом. Так что, великий и ужасный затворник, своим образом жизни, темпом и творческим подходом всегда снисходительно относившийся к массовой популярности и скоротечному успеху, заложил крепкий фундамент дабы «Охоту на призрака» можно было пересматривать не раз, и не два.
Ждать от Накамуры Рюнтаро, режиссера «Лэйн» и «Путешествия Кино» и др. («Полноцветие» также трудно впихнут в стандартные рамки этти и фансервиса), что-нибудь из раздела: «Внимание! Изделие применять только однократно» вряд ли представляется возможным. Узнаваема та самая атмосфера вязкого безумия, тончайшая грань между Интернет-реальностью и сном разума, рождающего чудовищ и богов из машин, что сделала девочку, растворенную в Сети, фигурой знаковой. Как Масимо Койти - дока в делах «девочек с пистолетами», так Рюнтаро умел в образах обаятельных девочек «не от мира сего», и медиум Мияко плоть от плоти его коронный персонаж.
Если добавить сценариста «Технолайза» и «Биг О», и не забыть упомянуть про качество отработки «I.G», выпустившего сериал немного нимало к своему 20-ти летнему юбилею, то уместно говорить о «dream team», «команде мечты», воплотивших коллективное бессознательное в продуманное осознанное.
Странно звучит, но обыденность в «Охоте на призрака» гораздо убедительнее, чем во множестве аниме в жанре повседневность. Взвинченность и психоделика в одних сериях и житейское болото будней в других, их странное переплетение и слияние можно сравнить с такими же в фильмах Дэвида Линча, тот же «Твин Пикс», и романами Стивена Кинга. Особенно с последним его роднит мастерское изображение маленьких городков, в тихих трясинах которых вечно скрывается, если не ужасное чудовище, то, как минимум, мистическая загадка, чьей-нибудь подозрительной смерти.
В «Охоте на призрака» все сконцентрировано на чувствах и переживаниях, события лишь углубляют погружение в микрокосмос души и, через взгляд со стороны: на себя, своих родных и близких, герои начинают понимать и воспринимать мир по иному, поэтапно растут и взрослеют. Кто постепенно и почти незаметно за 22 серии, кто-то через переломы характера и ломки стереотипов и убеждений, причем взрослым это сделать намного сложнее и больнее. Юным всегда проще адаптироваться к выходу из телесной оболочки, прикосновению к потустороннему, смириться с тем, что знания не облегчают, а, напротив, усложняют адекватную оценку мира.
Начальные серии, отчасти, напоминают небезызвестных «Цикад», тут и там строительство дамбы, отсылки в прошлое, загадочные смерти и влиятельные кланы. Вот только тут все гораздо серьезнее, обошлись создатели без худосочного кровожадного кавая и чибиков, городок, в котором происходят события сериала, абсолютно не выглядит «потемкинской деревней», а настоящим уголком, далеким от суеты мегаполисов и непрекращающейся спешки. Нет отвлекающего или дисгармонирующего, лишних персонажей, и неуместных поступков, ярких цветов и кричащих оттенков, без дешевых шуток, но не без разряжающей стресс и пафос самоиронии, конечно. На фоне «Ghost Hound», и, особенно в арках ответов, те же «Цикады» определенно выглядят детским лепетом.
Обошлись создатели без дешевых контрастов, мясорубки, и, в очередной раз, доказывая, что жуткое можно и нужно изображать без декалитров крови и гирлянд вывороченных внутренностей. Человечество с древних времен страшит неизведанное, что невозможно различить в темноте, определить намеренье, всё выходящее за границы понимания и определения. Иные сцены в «Охоте на призрака» без преувеличения сделали бы честь любому триллеру или хоррору.
И дело тут не только в великолепном звуковом сопровождении, совершенно замечательно нагнетающего атмосферу кошмара без возможности проснуться, или ужаса без спасительного бегства, многие моменты убийственно точно бьют по сознанию, благодаря профессионализму всей команды художников, монтажеров, раскадровщиков и прочей усердной братии «Production I.G».
Как говорится - безумие заразно, и к удовольствию фанатов триллеров, способно распространяться со скоростью звука, так что лучше иметь достойную акустическую систему и тогда сполна можно насладиться выдающейся работой звукооператора и композитора. Зрителю ловко навязывают свой ритм, исподволь гипнотизируют размеренными тактами сердцебиения, дыхания, скрипами и шелестом, чтобы потом взорвать гробовую тишину каким-нибудь зловещим раскатом.
Не зря же в «Ghost Hound» столь часто мелькает джаз, симпатию к коему имеют эстеты и сумасшедшие. Действительно, чтобы оценить по достоинству проекты под стать «Охоте на призрака» надо быть, как минимум, оригиналом. Остается надеяться – к своему двадцатипятилетию «Production I.G» выдаст не менее безумный и авангардный проект, лихо рвущий мозг, и безудержно срывающий «крышу».
И то, что катарсис в душах героев в последних сериях обошелся без глобального катаклизма, воспринимается всерьез и без какой-либо снисходительной улыбки. Приходит пора взрослеть и понимать – мир никогда не прогнется под кого-либо, настало время возмужать и жить без юношеского максимализма и двухцветной ограниченности. Учиться плавать и лавировать в бесконечном потоке ошибок и откровений, любить, прощать, принимать, как есть, и отпускать навсегда ушедших. Мы все рождаемся, живем и умираем – и, хочется надеяться, и в этом определенно есть смысл, в своё предназначение.
|