World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (81)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Bartuk 707
Flathead
SnowWhiteQueen
Contributor
eaglestome3
GreamReaper



вернуться на страницу аниме «Охота на призраков» | вернуться на страницу комментариев



Keytee | СА?: 8 лет 8 месяцев | отзывов 40, их сочли полезными 833 раз 2009.11.22

Все мы чего-то требуем от произведений, которые читаем\смотрим\слушаем – соответствия неким критериям, которые делают это произведение интересным, стоящим и цепляющим. Некоторые критерии у разных людей бывают сходны, но другие индивидуальны для каждого человека, - и если он найдёт в произведении соответствие именно этим критериям, оное, скорее всего, станет одним из любимых. Это понятный и естественный процесс. Но есть и обратный, о котором мы редко задумываемся. Требования произведения к читателю\зрителю\слушателю. Одни произведения нетребовательны, и потенциальной аудиторией становится очень широкий круг людей. Если такие произведения ещё и качественны хотя бы в некоторых аспектах, они станут популярными. Но вот другие… В некоторых случаях, чтобы увлечься произведением, проникнуться, полюбить его, читатель\зритель\слушатель должен обладать особыми характеристиками. Если же он не входит в эту категорию избранных, он просто не поймёт, не оценит, не увидит, о чём оно. Даже если произведение при этом очень качественное, и выполнено на высоком уровне, оно вызовет у тех, кто не соответствует требованиям, отрицательные эмоции. Или в лучшем случае – отчуждение «Хорошо, но не моё» и скольжение по поверхности «Непонятно, но прикольно».
Из всего, что я видела, «Ghost Hound» является одним из самых требовательных аниме – впрочем, я не принимаю во внимание пародии, где уж точно следует знать оригинал, чтобы понять, в чём юмор. Есть, конечно, ещё и обожаемый мною «Ergo Proxy» со всеми его отсылками, но даже тот случай мне кажется менее запущенным.

Итак, чтобы полноценно воспринять «Ghost Hound», необходимо соответствовать множеству критериев. Чтобы проникнуться эмоциональной стороной происходящего, следует самому иметь некоторую моральную травму. Конечно, никто не требует от вас, чтобы в вашей жизни происходило что-то ужасное – но иметь опыт нахождения «по ту сторону» нормальной жизни необходимо. Иметь в своём прошлом нечто, что заставило оторваться от того способа жизни, который считается в обществе нормальным и единственно возможным, существенно нарушило бы обычный для людей круглосуточный, круглогодичный, пожизненный цикл. Тяжелая болезнь или моральная травма в прошлом, которые оказали влияние на будущее, либо некоторые проблемы с психикой, либо что-то ещё, не вписывающееся в рамки нормального хода вещей. Чтобы хоть раз обычная жизнь людей и их повседневные заботы показались чем-то далёким и не имеющим к вам отношения. Если подобного чувственного опыта не иметь, вряд ли возможно хоть отдалённо понять, что ощущают главные герои, особенно сам Комори, и их образ мышления. К тому же, зритель по психологическому типу явно должен быть интровертом и меланхоликом, сосредоточенным в первую очередь на внутренних переживаниях, - иначе, опять же, общую почву с этим аниме он найдёт вряд ли.

Сузив в несколько раз круг потенциальных зрителей, переходим к требованиям относительно смысловой стороны. Тут тоже непросто, потому что рассчитано на человека, который ночами не спит, а раздумывает на разные абстрактно-философские и многие другие темы. «Насколько субъективна воспринимаемая нами реальность, и не является ли то, что для нас есть бесспорным, для других несуществующим?» «Где грань между реальностью и иллюзией?» «От чего зависит человеческое восприятие, и что на него может повлиять? Каково искажённое восприятие?» «Что есть страх, откуда он возникает, и к чему приводит?» И десятки других, из самых разных областей. Однозначного ответа на подобные вопросы в аниме не дадут, но пищу для продолжения размышлений на эти темы предоставят. Кроме задавания себе в то или иное время подобных вопросов и размышлений на подобные темы, от зрителя требуется немалая эрудиция в областях психологии, парапсихологии, медицины, философии, религии, мифологии. То бишь, если упоминается имя какого-нибудь умного дядьки, или какой-нибудь метод психокоррекции – желательно знать всю сопутствующую этому явлению информацию. Например, если это чьё-то имя, оно должно быть не просто знакомым – а и это уже немалое достижение, - но и знакомыми должны быть воззрения этого человека, его учение, его работы.

Представим, что есть некто, который соответствует в той или иной мере всем вышеперечисленным критериям. Думаете, он может сразу садиться смотреть, и получать от этого кайф? Увы, нет. Ко всему прочему, этому человеку нужно иметь и соответствующее настроение, смотреть в подходящий период жизни, - когда есть желание созерцать вдумчиво, когда поднятые в аниме проблемы кажутся особенно животрепещущими, когда хочется пригрузить себя эмоционально и умственно.
Лишь вооружившись своим чувственным опытом, перекликающимся с эмоциональной стороной «Ghost Hound», результатами размышлений на отвлечённые темы, обширными знаниями из самых разных областей, соответствующим настроением и наушниками 5.1, зритель сможет проникнуться этим аниме, понять его хотя бы в большей части и не рассеивать своё внимание на посторонние предметы во время просмотра. Отсутствие любой из составляющих может быть критично – разве что без наушников и знаний о работах умных дядек можно в какой-то мере обойтись.

Сюжет развивается весьма плавно, и существует обилие длительных почти статичных сцен, поэтому внимание зрителя поддерживается, как я это назвала, «системой откликов». У каждого из нас, исходя из жизненного чувственного опыта, существуют определённые образы в сознании. Если что-либо никогда в жизни не переживалось, либо не являлось предметом интереса, то понятий относительно этого явления в сознании или подсознании человека не будет, либо они будут неяркими. Когда на экране мы видим какие-то события, явления и предметы, которые находят свои соответствия с аналогами в наших мыслях и прошлом, происходит резкое повышение интереса, сосредоточение внимания, отклик, реакция. Чем сильнее и ярче совпадают понятия – тем больше интерес и ощущение сродственности, чем меньше совпадение – тем сильнее отчужденность, скука, непонимание. Если в багаже зрителя нет хотя бы двух третей тех понятий, которыми оперирует это аниме, - то он и не найдёт точек соприкосновения, и будет неинтересно, непонятно. Во время более-менее статичных сцен явно ожидается от зрителя, что он, получив толчок, отправную точку, начнёт активно мыслить и переживать, опираясь на увиденное, и на свой собственный, как-то связанный с увиденным опыт. А поскольку отправной точкой бывают в этом аниме весьма незаурядные вещи, далеко отстоящие от круга повседневных интересов, то сложно представить себе человека, который будет находить отклик ко всему, что нам предлагается к рассмотрению.
Подобная система наиболее ярко заметна в середине аниме, поскольку начальные и конечные серии гораздо больше насыщены эмоциями и сюжетными поворотами, в результате чего процесс просмотра интересен сам по себе.

С большей или меньшей долей точности сюжет «Ghost Hound» можно разделить на традиционные части – завязку, действие, кульминацию и развязку, причём каждая из этих частей отличается своим особенным спектром эмоций, да и вообще направленностью. Части переходят друг в друга плавно и незаметно, так что сложно, а иногда и невозможно определить, когда заканчивается одна и начинается другая. Но если рассматривать это аниме отстранённо, разница становится очевидна.

«Завязка» – несколько первых серий, примерно до момента первого выхода из тела. Знакомство с персонажами и их моральными травмами, а также с ситуацией в целом. С первой серии наваливается гнетущая болезненная атмосфера, ощущается надлом в психике, теряется чувство привычной реальности. Главная эмоция – страх, основные понятия – кошмарные сновидения, болезненные воспоминания, близкое знакомство со смертью, чувство вины, обречённость, искаженное восприятие. Немалую часть времени мы видим события от первого лица. Звуковое оформление в первую очередь – сердцебиение и дыхание. Всё это даёт неслабый эффект погружения. Атмосферность на таком уровне, что лишний раз вздохнуть боишься. Пожалуй, по силе воздействия первые несколько серий самые мощные из всего «Ghost Hunt».

«Действие» - занимает большую часть этого аниме, но по существу, именно действий тут и не так уж много. Страх, звуки дыхания и сердцебиения, показ событий от первого лица, а также большая часть гнетущей атмосферы в той или иной мере рассеиваются. Ключевым понятием становится познание. Немало событий происходят в потустороннем мире, но он вызывает не страх, а лишь вдумчивое созерцание. «Галлюцинации» - ну, или все необычные видения психологического и мистического порядка – из горячечного бреда становятся более спокойными и менее объяснимыми с точки зрения психологических отклонений. Много умствований, философских разглагольствований, информации из различных областей наук и псевдонаук. Всё это достаточно интересно, но атмосферность, хотя и остаётся на уровне выше среднего, по сравнению с завязкой сильно падает. Пожалуй, самое важное на протяжении действия – это эволюция персонажей, что касается в первую очередь главного героя Комори Таро, и Масаюки, за коим было наблюдать интереснее всего. Поскольку Комори является основным персонажем, он постоянно находится на виду, и изменения в нём сложно отследить – слишком всё постепенно и незаметно происходит. Только после сравнения «Комори изначального» и «Комори ближе к концу аниме» становится очевидно, какие огромные изменения в нём произошли за это время, и как мастерски это показано. В этом отношении Масаюки – куда более удобный объект для наблюдения, поскольку видны все этапы его эволюции: с чего он начал, через какие стадии прошёл, и чем закончил. Пожалуй, эта его эволюция завершилась ещё задолго до серий, предшествующих кульминации, и на их протяжении он практически уже не менялся, хотя проявлял себя более чем интересно.
Несмотря на то, что эта часть содержит в себе немало поводов для размышления, очень важна для понимания изменений в психике персонажей, да и вообще сделана весьма качественно, большинству она покажется занудной. С этим придётся смириться – результат того стоит.

Несколько последних серий, предшествующие кульминации, вновь набирают обороты по части эмоциональности происходящего, а также количества событий на отрезок времени. В отличие от первых серий, большинство эмоций лишено болезненного, надломленного оттенка, - сказываются результаты процессов середины. Меньше «галлюцинирования», больше нормальных, здоровых эмоций, характерных просто для людей, а не для индивидуумов с психическими отклонениями. Появляются научно-фантастические мотивы о создании искусственной жизни. Начинается процесс изменения Макото, который, в отличие от двух других главных героев, на протяжении всего предыдущего времени оставался практически неизменным, хотя и действовал наравне с ними. В отличие от медленной эволюции Комори и Масаюки, изменения в Макото происходят резко, толчками. Это практически ломка. Тем не менее, они психологически обоснованы.
По-прежнему немало моментов, когда зрителю приходится самому догадываться, что хотели сказать авторы. Но к этому времени мозг настолько утомлён грузом недомолвок и ключей к размышлению, что удовольствие от попыток понять, что кроется за тем или иным элементом, утрачивается почти полностью. Измученный мозг может в ответ выдать разве что нечто вроде «Создатели тут, видимо, что-то хотели сказать… Сказать хотели, ага… Ну и говорили бы уж, чего туману напускать! »

По поводу кульминации и развязки у меня ещё с начала аниме были прогнозы. Исходя из тех настроений, которые царили на протяжении первой половины аниме, я считала, что окончание:
- будет происходить в основном не в реальном мире, а на внутреннем плане, или хотя бы потустороннем мире,
- основной темой окончания будут события, которые произошли 11 лет назад, и послужили толчком ко всему,
- в результате выдвинется некая философско-научно-мистически-психологическая теория на тему вроде «всё в этом мире есть лишь плод нашего воображения» или «потусторонний мир есть отражение нашего взгляда внутрь себя», или какую-нибудь, вообще никоим образом непонятную, но загадочно звучащую,
- будущее персонажа\жей окажется подчинено этой идее, крайне туманно, и человеческим разумом непостижимо,
- да и вообще, оборвётся всё на полуслове, заставляя зрителей самим додумывать, что бы это всё вообще значило.
Надеюсь, не будет большим спойлером сказать, что мои ожидания не оправдались. И логически, и чисто по-человечески понятно, почему создатели сделали такой конец, какой сделали, но всё равно как-то оно странно, если учесть, с каких ужасов всё начиналось.

В итоге мы получаем очень качественное, неглупое, психологически продуманное и странное аниме, которое не понравится большинству, но тому меньшинству, которое его оценит, даст многое. Вещь безусловно ценная. А ещё здесь сделана потрясающая работа со звуком. Шумы, скрежет, помехи, стук, - всё это очень сильно работает на атмосферу и на создание необходимого для просмотра настроения. А случающийся иногда писк, причиняющий почти физическую боль и ударяющий по нервам, я запомню надолго. Впрочем, тут и кроме него есть, что запомнить.


+29Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | NightStar --> Keytee2016.03.02

Знаете, я было уже хотел поставить этому аниме балл чутка ниже, нежели замышлял во время просмотра до момента самой кульминации, за не раскрытие мистической подноготной. Но, почитав вашу внушительную (по количеству вложенных усилий) работу и ещё раз прокрутив в голове все, так сказать, ключевые моменты сериала, понял, что она не так уж и важна.

P.S.: Исходя из манеры написания вашего комментария, могу судить, что вы работаете (либо учились) в сфере, связанной с изучение психологии. Или, может, я ошибаюсь, но, что-то такое прослеживается.



обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура