Начну с оценки - 10 из 10. Дальше СПОЙЛЕРЫ и критика, как ни странно. Есть такой жанр - трагедия, жанр по определению не вызывающий положительных эмоций, но обязательно вызывающий сильные эмоции, катарсис и последующее очищение зрителя с переводом его сознания на более высокий уровень. Трагедия, согласно меткому определению Никитину, это когда все правы. Добавлю, что в трагедии выбор невозможен, потому что любой выбор будет неправильным - в этом и заключается трагичность ситуации. Далее, есть такое понятие, как законы развития сюжета. И один из главных законов - главный герой должен развиваться и изменяться в процессе развития сюжета. В конце концов, сюжет, это жесткая конструкция, целью которой является не тупое перечисление событий, кто куда пошел и кого отлюбил, а построение ситуаций, которые и провоцируют это самое изменение главного героя. Ну и последнее это логика поступков. Если она есть, то поведение персонажей достоверно. Если нет, то внутренний зритель кричит "Не верю" и персонаж становится проходным.
Теперь разберем из всего вышесказанного само аниме. Начнем с сюжета. Основная линия в принципе относится к достаточно распространенной и жесткой схеме развития историй: Главный герой неуспешен, но добр и является хорошим человеком - добивается успеха -на волне успеха ловит звездняк - делает ошибки и ведет себя как сволочь - происходит крах - отчаяние - анализ ситуации - осознание ошибок - раскаяние - искупление.Схема проверенная временем и неоднократно реализованная. Теперь как это реализовано в аниме: Макото влюбленный школьник - первый пункт - соответствует. Макото охмурил популярную и красивую Котоноху, переспал с Секай и стал популярен у женского полу - второй пункт - соответствует. Макото кидается на все живое и шевелится - третий пункт - соответствует. Макото теряет популярность у женщин - четвертый пункт (крах) - соответствует. Пятый пункт(отчаяние) - вроде бы есть, но не то: Макото в отчаянии от того, что ему больше не дают: Шестой пункт (анализ ситуации) - отсутствует как факт. Седьмой пункт (осознание ошибок) - неожиданно нарисовывается, хотя анализа не было (Сцена с Котонохой возле рождественской елки). Автоматически нарушается логика событий. Восьмой пункт (раскаяние)- присутствует. (Та же сцена - разговор с Котонохой возле рождественнской елки). Однако логика повествования опять же нарушается (не может человек, осознав, что делал гадости одной девушке(Котоноха), и раскаявшись в этом продолжать делать такие же, а то и хлеще, гадости другой (Секай)). Искупление - как ни странно, отсутствует. Убийство Макото это наказание, а не искупление - вещи немного разные. Отсюда мы имеем, из-за нарушения законов построения сюжета персонаж Макото изменяется, но не развивается. Это приводит к нарушению логики повествования, а следом и к отторжению главного героя. Макото откровенно антипатичен, а потому отождествиться с ним зрителю не удается. Что произошло бы, если авторы не нарушили бы эту каноническую последовательность? Шестой пункт (анализ ситуации) логично привел бы необходимости разобраться в мотивах своих поступков. Седьмой пункт (осознание своих ошибок) - разбор мотивов привел бы к тому, что Макото осознал бы, кого он действительно любит, а кого просто хочет. По исходному сюжету аниме любит Котоноху, а перед Секай должен по идее чувствовать ответственность. Восьмой пункт (раскаяние) - вытекает из предыдущих. Отсюда следует невозможность прежнего поведения (в частности, когда Макото по телефону выгоняет из дома беременную Секай), и возникает необходимость выбрать между Котонохой и Секай или между любовью и ответственностью. Этот ситуация выбора между любовью и ответственностью, по сути выбор без выбора, где любой из выборов является неверным, что и превращает простую драматическую историю в трагедию. Именно этот выбор, который присутствует в одноименной манге (сюжетно она сделана практически безупречно), отсутствует в аниме, что не позволяет аниме подняться до уровня трагедии. Девятый пункт (искупление) - смерть Макото, которая для него становится облегчением, долгожданным разрешением невозможного выбора. В итоге, нарушение правил построения сюжета привело к появлению совершенно нелогичного и антипатичного персонажа (Макото). Обратный пример - манга. Там эти моменты были введены и Макото становится нормальным человеком, которого можно понять и которому можно сопереживать. К сожалению именно из-за этих ошибок аниме потеряло в трагичности.
Тем не менее, оценка остается 10 из 10. Причина - Котоноха и Секай, которые и вытаскивают весь сериал на себе. Они сделаны безупречно.
|