Это очень взрослое аниме. Потому что на редкость реалистичное. Нет, не из-за кровищщи, ломтей мяса и выпадающих кишок. Всё дело в героях, их мотивации, природе человеческой, которую вскрывают, как брюхо мечом. И никакой идеализации, романтика идет к черту. Никаких великих героев с высокой духовностью. Просто герои своего времени, или, точнее - продукты эпохи. Отнюдь не насекомые, правда, не скорпионы в банке - люди, со всеми людскими страстями и пороками.
И сюжет там, кстати, есть. Чётко структурированный и логически завершенный (а никто и не отменял открытых финалов). Сперва показали финал, а затем - как герои дошли до жизни такой.
Вот якобы положительный (по крайней мере, кто-то таковым его считает) Фудзики Генноскэ. Прямо-таки идеал самурая. Долг, честь, преданность, постоянное совершенствование мастерства... и всё такое. Но это, так сказать, крупный план. А мелкими штрихами - что же он за человек-то такой. А неважный человек получается: таков ли долг перед Школой, чтобы в отместку за убийство своих рубить кого попало; такова ли преданность впавшему в маразм Учителю, чтобы поддерживать его желание отдать на публичный позор собственную дочь; такова ли честь, чтобы с торжествующей улыбкой выходить на "честный" бой с заранее избитым соперником. Да и мастерство он совершенствует, подогреваемый ненавистью к более талантливому сопернику, чего уж там.
И вот герой якобы отрицательный (ну да, кто-то же его таковым считает, хотя, думаю, есть много таких, которые считают наоборот, и правда, тут спутать легко). Ирако Сэйген. Он безмерно далек от идеала самурая. Да, собственно, он вообще не... Подозрения возникают сразу же - и обликом, и поведением он слишком чужд этой среде. Помыслами тем более. Настоящий же самурай если и мечтает о чем-то, то это слава или власть, ага, или что-то вроде "всех убью, один останусь". Мечтать о "рисовом пайке" - это низко, ага. Ну а когда показывают его мать, всё сразу встает на места. Не только мотивы, но и личность в целом. Увы, благородные рыцари, вышедшие с самого дна, бывают только в сказках. А настоящий голод отнюдь не способствует красоте духа, он её убивает. Но! Когда нет опоры (или, точнее, щита, за которым можно спрятаться) в виде сословной преданности, долга, "сохранения лица" - тогда-то и прорывается, пусть изредка, пусть замордованная и загнанная в угол, но всё же человечность. Как самурай Ирако проигрывает Фудзики по всем статьям, но как человек - безусловно выигрывает.
И, наконец, основа сюжета. Соперничество Фудзики и Ирако. Точнее, неприязнь, переросшая в ненависть. Причина не в том, кто лучше. Или кто станет преемником Мастера. И уж, конечно, не в девчонке. Эта неприязнь, растущая из зависти, известна во все времена и у всех народов. Со стороны Ирако - зависть низшего к высшему, к тому, кто с рождения имел положение в обществе, пропитание и какой-никакой достаток, кто имел право опробовать меч на низших. Со стороны Фудзики - зависть сальери к моцартам, трудолюбивой посредственности к таланту, к тому, кто ярок и независим, кто имеет наглость выделяться, делать то, что хочет.
Как я уже говорил, финал выглядит завершенным. Неважно, кто кого. Они оба уже проиграли. Реальности, своему времени. Одержимые взаимной ненавистью, которая стерла их индивидуальность, превратив в те самые продукты эпохи. Грустно всё это, да.
10 из 10. Рекомендую всем, кому понравился фильм "Харакири" ("Seppuku") Масаки Кобаяси.
|