Еще одно аниме про экзорцистов (точнее экзорциста) могло так и остаться одним из, если бы не одно но – несмотря на повальное увлечение мистикой, сериал выпадает из общего течения полностью. Он фактически альтернативен всему анимешному мейндстриму не только чисто внешне, но и по содержанию. Кроме убийственного вида здесь есть огромное количество смыслов и подсмыслов, потаенные уголки души и омут подсознания. Речь идет о Mononoke, который точно попал в копилку самых странных аниме. Что тут можно сказать про сюжет? Имеется пять арок, каждая из которых изолирована. Единственная вещь, которая их связывает – это главный персонаж – удивительно невозмутимый Аптекарь. Только он и его волшебный чемоданчик с инвентарем переходят из серии в серию, разбираясь с нечистью и множа вопросы относительно личности Аптекаря. Сериал подарил миру одного из самых загадочных персонажей. О нем неизвестно ничего. Загадочность высшей пробы! Мы знаем, что его прикрытие – профессия аптекаря, что он охотится за мононоке. А все остальное покрыто мраком. Причем беспросветным. Аптекаря можно воспринимать как данность. Он существует и точка. А такие мелочи, как прошлое, мотивы истребления нечисти, его собственная сущность, не должны волновать, потому что, приоткрыв занавесу тайны, вся магия образа распадается. Она находится именно в незнании. Зрителя должно съедать любопытство. Что-то я увлеклась ГГ, что и неудивительно. На фоне большинства болтливых персонажей стоически спокойный Аптекарь производит неизгладимое впечатление. Каждая история – бенефис Аптекаря. Он «случайно» оказывается именно в том месте, где есть мононоке. Последний является результатом сплетение человеческих судеб. Вооружившись психоанализом и методом дедукции, Аптекарь устанавливает Форму, Сущность и Желании мононоке. Только когда все три точно установлены можно выхватить меч с головой дракончика и изгнать духа. А до этого ни-ни. Точно установить жанр постановки проблематично. Mononoke ближе к драме и триллеру, чем к ужасам и мистики. Общая напряженность действа дает такой эффект. Да, драму завернули в упаковку мистики, но суть то осталась прежней. Злобные духи появляются от тараканов в головах людей. Позже на этом постулате построится Bakemonogatari, где главный экзорцист уже другого типа. То странный мужик в гавайке с хитрым прищуром. Однако у Аптекаря позаимствована общая недосказанность и отсутствие фактов о прошлом. Кроме этого оба экзорциста говорят одним голосом – Сакурая Такахиро. Что в принципе неудивительно. Не хочу дальше пытаться провести параллели. Потому что все они общего толка. Там духов изгоняют психоанализом, тут тоже самое, там сериал облачают в странную, но такую невероятную форму, тут тоже самое, там действо очень камерное, театральное, тут тоже самое. А это уже следующий пункт нашей программы. В общих чертах про Сущность я рассказала. Теперь про Форму. А Форма тут – закачаешься. Ключевое слово тут – театральность. Причем это не какая-то метафора, это именно определение. В первую очередь сериал похож на театральное действо. Все появляющиеся персонажи – действующие лица. Массовки нет. В самых лучших традициях Чехова все «ружья», что есть на экране, выстрелят. Случайных предметов нет. Внимание на символы – их много. Реализм был оставлен за дверью. Схематичность многих действий тоже пришла прямиком из театра. Картинка словно начертана на пергаменте. Персонажи сливаются с фоном, потому что выполнены в той же стилистике. Обычно в аниме фоны и героев рисуют в разной манере. Дизайны интерьеров – одна невероятная и удачнейшая находка. Они застряли где-то между психоделикой и народными японскими мотивами. Кстати, про народное японское. Я уже упоминала театральность сериала. Но театральность у него определенная. Это театр кабуки. Очень долго думала над оценкой. Решила поставить 9 из 10.
|