Рецензия на «Первый Отряд», показанный в рамках программы «перспективы» на Московском Кинофестивале.
(два первых абзаца можно смело пропустить) Помню, как в детстве я увидел советский мультфильм про Великую Отечественную с «реалистичными» пропорциями рисовки и достаточно захватывающим сюжетом. Герой – пионер, или юный матрос, помогал раненым Нашим где-то в тылу у фашистов. Не помню, как назывался фильм – видел его только один раз, помню только, что мне очень хотелось продолжения. И правда – поле непаханое, стоит лишь взять любую книгу про героев Войны – и снимай. Увы, в совке доминировала линия «правильных» фильмов с глуповато-стилизованными героями и танковыми прорывами. Потом – новое кино вроде «Стройбата», или как его там ...
И вот, свершилось! 80 лет спустя появились возможности избавиться от душивших жанр канонов, причем, не всегда у отечественных авторов. У талантливых людей дошли руки до темы Второй Мировой, подтема «Восточный Фронт» (речь, напомню, «всего лишь» о событиях, когда свое право на жизнь доказал наш народ, когда против Нас прямо или косвенно воевала почти вся Европа). В ряду новых хороших и гениальных фильмов, помимо нашего сериала «Апостол», и кф «Мы из Будущего», Китайские «А Зори Здесь Тихие» 2005 года и… «Первый Отряд»!
Итак премьера для публики, Московский Кинофестиваль. Небольшой зал на 300 мест, перед глазами мелькают, по видимому, очень важные «аккредитованные журналисты» и не менее важные «наладчики микрофона», бьющие по ушам оглушительными «раздватри». На экране – пугающая надпись «640Х480», бегает знаменитая виндовская мышь. В глаза бьет прожектор: будут снимать зрителей. Читаю официальную (! ) брошюрку фестиваля, в ней какая-то журналистка от пишет про фильм гадости, поминая Сейлор Мун, по моим подсчетам, 9 раз, а непривычную ей геометрию глаз – 8 раз (очевидно, у человека с аниме связана травма, полученная в детстве). В общем, царит полная противоположность торжественной, грустной атмосфере премьеры «Спасая Рядового Райяна» в 1996, когда на оформленной в траурный алый сцене стояли рояль и противотанковые ежи. Нет, «Первый Отряд», истинную сенсацию этого года, гнобить стали при первом упоминании в прессе: дескать, «Вы не суйтесь, самураи, в наш советский огород».
Тем временем, на сцену скромно вышли джентльмены, отвечавшие за рождение новой звезды: Михаил Шприц, Алексей Климов, Ёсихару Асино (аниматор фильма Х, Армитаж III, раскадровка Клеймор и т.п.) и директор анимации. Когда-то, встретились Лейдзи Мацумото, Ринтаро и Нозому Аоки. Каждый пришел со своим и новым, и родился бессмертный «Galaxy Express 999». Так и эти джентльмены: каждый сделал свое дело, и родилось что-то совершенно новое, ранее невиданное, бесспорная классика. Итак, выходят «русский, японец и чукча» общаться с публикой, но, вроде, без особого энтузиазма и рвения выходят, почему же? Ах, да: до этого они уже общались с публикой на показе для, еще раз повторюсь, искренне и безгранично уважаемых мною, АККРЕДИТОВАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ п Р е S S bI(! ). Публика тоже, надо сказать, - не энтузиасты, джентльменов она сразу же не признала за своих, ведь по ее, публики, мнению, компания авторов не была похожа ни на Бондарчука, ни на Пугачеву, что не могло не вызвать хихиканья в зале. Смешнее всего же было, когда говорили по-японски. Я только молился не услышать от г-на Асино словосочетания «со ка», похожесть которого на слово «сука» в сознании телезрителЕй затмевает даже выступления легендарного Петрасяна. О чем говорили после фильма – промолчу. Скажу лишь, что более прочего людей волновал вопрос: «откуда у Нади катана?» (И это грустно. Стыдно не было за пару человек, людей в возрасте за 40, сказавших что-то достойное.) На вопрос о катане авторы обещали ответить в сиквеле, я лишь могу предположить, что НКВД добыл ее в 39 году на Халхин-Голе (где в кровопролитных боях с японцами воевал мой дед), например, у военнопленного. Деду, кстати, «Первый Отряд» понравился бы. А авторы суровый, мужской разговор с публикой выдержали. Что же такое «Первый Отряд»? Во-первых, это наш фильм, это достижение нашего кино. Эти самые Наши наняли одну из лучших анимационных студий и 5 лет кропотливо воссоздавали образ того, что называется словом святыня, в немного приземленном, языческом понимании. Что это? Это самолет-стрела со звездой на плакате, НАШ самолет, это могила с красной звездочкой над обелиском, это неизвестные солдаты, идущие тысячами на неминуемую смерть, это слово «ребята». Все это в зале вызывало хихиканье. Дескать, японцы сняли «матрешка и балалайка». Нет, для них – балалайка, а для меня – святыня, воссозданная тщательно, с уважением, нарисованная рукой японца, а не русского.
Развеянные опасения: первый клип Лигалайза и первый трейлер, намекавшие на какой-то трэш, с фильмом имеют мало общего. Трейлеры все – неудачные. А какой фильм! Сильный, четкий, заряженный, заставляющий сердце трепетать, а глаза – плакать. Славный фильм. Они показали то, что савецким киниматаграфистам показать не дано. «Первый Отряд» стоит рядом с «Иди и Смотри», в чем-то он даже лучше: у «Первого Отряда» есть перспектива, масштаб, и много чего еще. То есть, ни много, ни мало «Аненербе против паранормального отдела НКВД» (Как объяснили авторы, это было необходимо для привнесения элемента ФэНтЭзИ , ). «Первый отряд» скачают и посмотрят все подростки, и для них главные герои будут своими, даже видеовставки с «экспертами и ветеранами» в стиле документальных фильмов (несколько докучавшие на показе) скажут детям и подросткам то, о чем им, быть может, не сказали ни родители, ни школа. В остальном – надо смотреть.
|