Не буду препарировать собственные впечатления. Это только вредно для таких вещей, как "5 см/с". Такие вещи надо просто смотреть (правильно, в одиночестве и лучше всего под утро, засидевшись незаметно для себя за компьютером), смотреть, и потом никому не рассказывать о том, что видел, потому что словами это, как правило, не описывается. Только символами, роль которых играют привычные сценки из повседневной жизни - а у Синкая это получается лучше. ))
Поэтому позволю себе лишь высказать свое мнение по нескольким вопросам, которые здесь неоднократно поднимались. Синкая часто обвиняют в отсутствии внятной сюжетной линии, в "плоскости" персонажей, в том, что он уже которую работу делает на одну и ту же тему... На мой взгляд, это несправедливо.
Нет сюжета? Знаете, по-моему, сюжет необходим, как костыли, тем творениям, которые не способны передать атмосферу происходящего так, чтобы зритель воспринимал ее сердцем, а не разумом. Сюжет объсняет, подробно описывает, подает нам логически обоснованные ситуации, чтобы мы испытывали правильные эмоции, например, думали: "Ага, здесь говорится о расставании двоих влюбленных, это грустно...", и грустили. Я, конечно, преувеличиваю, но пусть. Синкаю не нужен сюжет как вспомогательное средство. Он - мастер образов. Он как раз и не считает своих зрителей глупыми, он доверяет их способности понять его работу, как бы она ни была изложена, потому что говорит о простых человеческих вещах, знакомых каждому, жившему достаточно долго. Прочтите еще раз основную рецензию: главные персонажи здесь - пространство и время. Вся история - о них, и об их влиянии на человеческие жизни. Сюжет здесь не нуждается в подробной обрисовке, потому что и так знаком и понятен. Кто-то жаловался на постоянные пейзажи, кадры людей со спины? Представьте жизнь одинокого человека в мегаполисе, да еще и человека, остро ощущающего свое одиночество. Как часто он, по-вашему, будет видеть что-то другое? Нет, скорее, как часто он будет что-то другое замечать?
Плохо проработаны персонажи? Вспомните сцену под сакурой из первой части. Лица детей там совсем не были прорисованы, никак. И именно этот факт превратил скриншот из аниме в ситуацию, будто бы лично пережитую каждым зрителем. Если бы дети были прорисованы на том же уровне, что и пейзаж, "Пять сантиметров в секунду" была бы историей о жизни мальчика Такаки и девочки Акари. А так - это история каждого зрителя. Персонажи в работах Синкая - просто вместилища, носители каких-то эмоций и качеств, но не люди. Если в аниме всегда стараются посредством истории, сюжета раскрыть персонажей, то Синкай посредством своих персонажей рассказывает об историях. В этом разница.
Наконец, о так называемой однообразности работ Синкая. Еще раз предлагаю прочесть основную рецензию к этому фильму. (В конце концов, ее просто приятно читать Прочтите, а затем попробуйте взглянуть на творчество Макото Синкая, по возможности отбросив привычки и ожидания человека, выросшего и воспитанного в западной цивилизации.
Тем, кто еще не смотрел "Пять сантиметров в секунду", очень советую: не портьте себе просмотр всяческими предвкушениями, не вглядывайтесь в рисовку, главное, не пытайтесь анализировать! - просто смотрите и старайтесь верить, принимайте как должное то, что вы видите. И если даже тогда вы скажете, что эта история не про вас - что ж.
|