Я вас приветствую. Волей или не волей, но каждый молодой человек слышал такое слово как аниме. Его можно любить можно ненавидеть, но к нему проще всего относиться как средству выражения. К одному из инструментов познания мира через образы и передачи своих идей другим. Короче говоря, аниме - обёртка, кроющая за собой цепь идей и мировоззрения автора, которые он хочет передать. И если идеи хороши, то какой бы обёртка не была, она его не испортит (на пример приходит "Город грехов" Френка Миллера или "Самурай Джек" Дженнди Тартаковски). Так что предлагаю пройтись по "Коду Гиас".
ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕРЫ! (и да я тут разобрал сразу 2 сезона)
И так аниме встречает нас речью о том, что Британия стала могущественной страной с передовыми технологиями, которые на 3-5 порядок обогнали Японские. У Британии в ходу боевые роботы, о которых разведка не смогла узнать. И они уже не просто банки на ногах несущие пару пушек. Роботы обладают невероятной мобильностью. Когда у Японцев всего лишь танки. Создаётся чувство отсутствия промежуточных технологий и вообще по поводу учёных и внедрения новых технологий в Коде Гиас всё плохо (промежуточная технология по ходу повествования всплывает, но всё равно остаётся вопрос - почему Японце её не оказалось). А если добавить к этому, что история пошла по какому-то неизвестному пути - пути "без сопротивления" - то мы получаем некоего сферического коня в вакууме. Поэтому можно сразу же опустить всю историю развития государств и того как в этом аниме развиваются технологии. По ходу повествования я лишь буду указывать на незначительные факты, которые и вырисовывают этого "коня". Опять же это ещё один слой обёртки - не больше ни меньше.
Сама история: Мы опускаем развитие государства и технологий. Это значит, что не герои вращаются вокруг этого мира, служа ему, а мир вращается вокруг них. И начнём мы с главных героев - Лелуш и Сузаку. С самого начала их противопоставляют друг другу. Лелуш говорит о том, что будет уничтожать, Сузаку же идёт служить захватчику и хочет через реформы изменить Британию, а не через политику террора. И дальше Лелуш получает "гиас" - способность подчинять себе других и с её помощью совершает всё более и более подлые поступки с воём пути. Причём зачастую он не продумывает свои действия наперед, совершает допущения, не следит за своей речью, крушит инфраструктуру. Сузак же служит, постоянно впихивает палки в планы Лелуша, и выслуживается до рыцаря принцессы опять же благодаря Лелушу. А дальше происходил слом и Сузаку опускают до уровня Лелуша так как выясняется что он в детстве убил своего отца главнокомандующего и Япония даже не успела никаких действий предпринять после этого. И что бы окончательно всё уничтожить - Лелуш встречается с принцессой Юфимией и уже готов сдаться, но не целенаправленно заставляет её устроить "кровавую баню". После чего Лелуша ловит Сузаку и сдаёт его императору Британии и даже в ус не дует, видя какие методы использует император. Причём сам Сузаку уже как британский рыцарь отправляется покорять новые страны во славу Британии. Кривая истории: Если изначально зритель относится к Сузаку и Лелушу поровну. То потом симпатии начинают отходить Сузаку. И в этом момент Сузаку макают в чан с отходами. Дальше и так не чистый Лелуш тоже выливает на себя ушат грязи. И не отставая от него Сузаку, бьётся лицом в грязь, выслуживаясь и громя армии чужих стран. Их двоих делают равносильно мерзкими персонажами - а раз они такие, то и наблюдать за ними становится не интересно. За весь второй сезон их пытаются немного отмыть и причесать, но этого не происходит. В конечном итоге авторы заявляют, что это всё было не то чем, кажется. Веры к такому заявлению нет, так как нужно было это показать, а не заявить.
Второстепенных запоминающихся персонажей и их линии: Принцесса Юфимия - она просто добрая девочка скованная своей должностью. Она с обстоятельствами, так или иначе, борется и в конце её ломает Лелуш благодаря своему гиасу. Карен - девушка солдат из сопротивления. Идеологическая сторонница борьбы. И весь интерес к ней происходит в единственном эпизоде, посвящённом ей, где выясняется, что её мать наркоманка. Ширли - девушка, влюблённая в Лелуша. Собственно "любовь зла" тут как нельзя подходит. Вначале она из-за действий Лелуша теряет отца. Потом её "мучают". Лелуш стирает ей память. И когда память к ней возвращается и у зрителя возникает к ней интерес - её просто убивают. По вине всё того Лелуша так как ему зачастую служат люди полезные, но некоторые из них отмароженые (такие как Ролон или "апельсин"). Нина - ещё одно белое пятно в "Коде Гиас". Она учёная изучающая Уран и не скрываясь авторы дали ей фамилию Эйнштейн, так как, по мнению сериала - роботов можно сделать и без Энштейна, а вот идея ядерной бомбы может придти только в голову Энштейна. Так вот она единственный реальный учёный за весь сериал, которая не с потолка всё берёт, а именно разрабатывает. СиСи, ВиВи, король, мать Лелуша - эти персонажи несут на себе философский отпечаток и нужны только ради того что бы философствовать. Они являются второстепенными помощниками и их можно вычеркнуть из сюжета - причём картина не рассыпается.
Ядро сюжета: И к чему мы приходим - ядром сюжета являются отношения между Лелушем и Сузаку. Эти отношения упакованы в обёртку из чистого бреда и того что два эти персонажа по своей натуре отвратительны. Второстепенные же персонажи либо не раскрыты, либо их устраняют, либо их действия ни к чему не приводят. И нужно слишком много допущений и непониманий устройства мира, что бы произведение начало работать - то есть это аниме направлено на неокрепший ум. А раз здесь такие допущения то в этот ум оно начинает вливать отходы, занося бред и приплетая к этому бреду белыми нитками философский контекст.
Итог: Но есть ещё один вопрос - можно ли было сделать его лучше? Да, можно. Первое - его по-хорошему нужно было укоротить до одного сезона, так как второй сезон получился стерильным - в первом сезоне они хотя бы рисковали, создавая интересные моменты и вводя шокирующие сцены. Второе - картина стала бы острее, если бы борьба шла не между завоёванной страной и завоевателем, а внутри одной страны. То есть Японское правительство гнуло бы японских граждан (на деле страна тут не очень важна). Это можно было бы обыграть, и, скажем, к середине сезона выяснилось - что Японию никто не захватывал, а Британцы - это на самом деле японское правительство, которые решило насадить жестокие меры. В конечном счёте, можно было бы обыграть это тем, что весь мир накрылся медным тазом, и власть имущие поняли бы что это будет единственный выход не потерять им власть. Да это тоже звучит частично как бред, но это можно было бы обыграть - к тому же тут поднялся бы целый революционный пласт и место человека в революции. Третье - сделать бы всех учёных (Лойда и Ракшану), как и Нину - то есть показать, что они реально работают, проводят эксперименты, терпят неудачи, причём возможно даже в пылу битвы. Четвёртое - показать полный путь развития военной мысли Лелуша - для этого минимум показать, как он изучает военные книги, стратегии, тактики или даже обучается в военной школе. А, следовательно, не за секунду его делать великим военачальником, а возможно за годы и годы. Пятое - убрать то, что Сузуки убил своего отца. Так или иначе, но один "белый рыцарь" в истории должен быть. Шестое - показать управление самих роботов и что разные модели по-разному управляются и нельзя просто сесть и поехать, как сделал Лелуш в первой серии. Седьмое - показать большую ответственность Лелуша и того что он обдумывает и продумывает каждое своё слово особенно после встречи с Мао.
Вывод: И это только внешние идеи, которые могли бы исправить эту картину. Но мы имеем, то, что имеем. И это очень прискорбно. Да есть ещё манга, где автор получил свой плацдарм, НО сейчас я разбирал только аниме. Так что остаётся только пожелать вам, беречь своё время для действительно гениальных произведений и не смотрите всякий ширпотреб.
|