World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (119)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - wikipedia
 - ウィキペディア
 - википедия


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Ksenya_nya
DarkFlux
nefo
Froade
ACTIONFENIX
Contributor
mankind
maxoiduss



вернуться на страницу аниме «Тетрадь Смерти [ТВ]» | вернуться на страницу комментариев



InnerChild | СА?: 7 лет 1 месяц | отзывов 89, их сочли полезными 832 раз 2011.10.17

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ

Наконец-то я посмотрела знаменитую «Тетрадь смерти». Такого колоссального разочарования я давно не испытывала. После просмотра так и хочется найти тех, кто только собирается смотреть это аниме, взять за грудки и слезно умолять: ни за что, буквально ни за какие деньги не смотрите последнюю серию! В конце предпоследней серии я, держась за голову, опасалась, что... «Ну, сейчас они меня разочаруют». И – вот же черт побери... – они именно это и сделали.

Ах, как же был хорош Ягами Лайт! Как же меня зацепил главный герой «Тетради»! От вдохновения я навоображала ему психологический портрет, который в аниме остался за кадром. Мальчик всегда был слишком умен, родители возлагали на мальчика большие надежды, мальчик кардинальным образом отличался от окружающих его людей. Ну конечно же, мальчик ощущал себя одиноким в этом мире – чужим среди подобных себе. Мальчика научили стремиться, преодолевать и добиваться, но не научили любить, ибо: занятый работой папа и тихоня-мама, которая вряд ли могла быть для сына духовным наставником – у мамы не тот интеллектуальный уровень. Мудрых сэнсэев мальчику, по-видимому, не встретилось. Вот так и получилось, что его не научили любить людей. Зато научили... ну, я уже сказала: стремиться, преодолевать, добиваться. А еще папа мальчика был полицейским, для которого смыслом и целью жизни было заботиться о законе и порядке. И мальчик рос с ощущением, что это очень важно – бороться со злом в лице преступности. Но мальчик был неглупым и прекрасно видел, что все папины усилия тщетны, что, сколько бы папа не боролся за закон и порядок, преступников меньше не становится. И наверняка мальчик часто задумывался над тем, что папа борется как-то неправильно, раз его борьба не дает результатов. Кем мог бы стать такой Ягами Лайт, если бы с ним вдруг случилось что-то сверхъестественное? Ну конечно же только богом нового мира! Богом, у которого – конечно же! – была бы выдающаяся цель! Ибо люди в одной песочнице, а боги – в другой. А Ягами Лайт с детства ощущал, что он на этой детской площадке под названием «наш любимый мир» явно находится не в той же песочнице, что подавляющее большинство окружающих его людей, ибо – да, он от них всегда отличался. На этом фоне даже не возникает вопрос, почему Ягами Лайт не осознает великой ценности человеческой жизни – исходя из вот такого психологического портрета, это начинает казаться закономерным. И с самого начала Ягами Лайт был интересен мне именно таким: тотально одинокой личностью, человеком, не знающим ни любви, ни жалости, просто не понимающим, что это за чувства такие. На протяжении всей истории Ягами Лайт был человеком с искаженной, чужеродной психологией пришельца из другого мира. Но в своей неправильности и бесчеловечности он был на удивление органичен. Персонаж был живым и настоящим при всей его неспособности к нормальным человеческим эмоциям. Но после того, что с ним сделали в последней серии...

Если бы лев вдруг начал тявкать и строить из себя моську, лающую на слона, не вызвало бы это у вас некий... диссонанс? То есть... вот лев – и вдруг прыгает, тявкает, и мордашка у него вдруг стала нелепая, как у пресловутой моськи, и не страшный он совсем и царская осанка куда-то подевалась. Не промелькнет ли у вас грешным делом мысль, что вас посетил его величество глюк? Вот и я так подумала – я сплю и вижу какой-то бредовый сон. Ибо Ягами Лайт в последней серии внезапно – именно внезапно – перестал быть Ягами Лайтом. А вместо него появился какой-то другой персонаж. Если бы это была реальность, я бы решила, что мне подсунули двойника и ждут, когда же я догадаюсь и скажу об этом. Но когда смотришь фильм, то и сказать о подмене некому, остается только хлебать половником разочарование.

Ягами Лайт, он же Кира, должен был стать для меня одним из лучших вымышленных злодеев. Грозился. Очень. Не потому, что он мне так понравился. «Понравился» – слово и близко не подходящее для того, чтобы описать мое отношение к этому персонажу. Он просто не может у меня вызывать чувство, схожее с симпатией, но он зацепил, заинтриговал, засел в голове. Поэтому теперь я усиленно думаю, как же мне забыть эту последнюю серию? Как устроить себе маленькую амнезию? Как стереть из памяти эти сцены с истерическим, психоделическим смехом Киры, с его театральными позами и кривлянием, с его детским проколом... Нет, не его. Потому что настоящий Кира просто не мог так проколоться. Настоящий Ягами Лайт не выдал бы себя ни словом, ни движением брови. И вовсе не потому, что «мне так хотелось бы», а потому что, исходя из склада характера и ума человека, какие-то особенности поведения ему свойственны, а какие-то просто несвойственны – и точка. Точно так же, как лев никогда не будет тявкать и прыгать, как моська. А характер и склад ума Ягами Лайта нам «внушали» на протяжении всего сериала. Так почему же авторам «Тетради» в конце вздумалось совершить эту подмену?

Я все вспоминаю сцену, в которой L обтирал ноги Лайту. Я после той сцены, как и многие, наверное, думала: L на тот момент уже точно знал, что Лайт и Кира одно лицо, знал, что умрет, знал, что у него нет никакой возможности себя спасти – по идее, он должен был чувствовать... Что? Страх? Ненависть? Досаду? Злость? Любой другой человек чувствовал бы что-то подобное. А L было грустно, потому что... «Мы скоро расстанемся». Почему ему от этого было грустно? Наверное, потому что... Ягами-Лайт-Кира или Ягами-Лайт-не-Кира, соперник или союзник – неважно, они с L были слишком похожи, L было слишком интересно и соперничать с Кирой, и работать вместе с Лайтом. А когда что-то по-настоящему увлекательное и захватывающее вот-вот должно закончиться – от этого всегда грустно. К чему я это все? Да к тому, что, если бы L дожил вместе со зрителями до последней серии, он – да, я уверена – не грустил бы. Он бы перекрестился и сказал: «Как все-таки хорошо, что я умер на несколько серий раньше и мои глаза этого не видели».

Учитывая, что вся история крутилась и вращалась вокруг личности Ягами Лайта, то, как только в последней серии вместо Лайта появляется подмена, все остальное перестает иметь всякий смысл: и сюжет, и идея. Так и хочется спросить у создателей этой истории: «Вы же не планировали, в самом деле, прочитать людям мораль о том, что низзя заниматься самосудом, ибо это плохо, за это вас накажут»? Потому что развитие этой мысли в «Тетради» неуместно, слишком уж все здесь завязано на личностном противостоянии, а не на идейности. Оттенка поучительности в «Тетради» просто нет до самой последней серии. Оттого неожиданно и нелепо звучат пафосные речи Ниа на эту тему в кульминации. И не просто пафосные, кстати, но еще и банальные, уровень низкосортных триллеров: «Ты, Ягами Лайт, просто маньяк-убийца, возомнивший себя богом. Таких как ты надо изолировать. Ты опасен для общества». Вот уж не ожидала, что, плетя столь искусно детективную интригу, замешанную на мистике, создатели под занавес выпустят черта из табакерки в виде банальнейшего морализаторства. И ведь, вроде бы, все правильно: зло наказано, убийство ради высоких целей – все равно убийство, а человек не может стать богом. Но почему-то возникает ощущение, что в финале и сюжет, и поведение персонажей к этой правильности подгоняли искусственно. Один мальчик (Лайт) заигрался в бога – будет правильно его наказать, значит, накажем. Жертвой обязательно станет дерзкий бунтарь (Мэллоу) – это правильно, когда дерзкие бунтари плохо кончают. А умный тихоня (Ниа), которому ничего-то и не надо, только планомерное выполнение задачи, в конце будет разоблачать злодеев и толкать пафосные речи, потому что так положено хорошему, положительному персонажу. Ну а бог смерти... Да, вот именно. Потому что так правильно, он же бог смерти, в конце концов, чем ему еще-то заниматься? «Тетрадь» на протяжении всего сериала, при наличии ляпов и неточностей, была далека от стереотипов и шаблонов, но финал создавался словно по готовому образцу – под трафарет. Пока создатели «Тетради» рассказывали, как Ягами Лайт шел к своей цели по трупам, они были честны, и потому это было увлекательно, но в финале я увидела только ложь. Нет, я вовсе не против, когда зло наказывают, я даже не против хорошей морали, просто не могу отделаться от ощущения, что финал создавался не по принципу авторского видения, а по принципу законов жанра, как я уже сказала – по образцу. А от шаблонов всегда веет вселенской скукой.

В качестве вывода. Среди огромного калейдоскопа человеческих чувств и эмоций одним из самых неприятных для меня всегда было разочарование. Закономерно, что чем выше ожидания, тем большим будет разочарование, если они не оправдываются. Мое разочарование было немалым. А в самом конце у меня возникло ощущение, что вся эта история была нужна только для того, чтобы развлечь скучающего бога – не более. И закончилась она именно в тот момент, когда богу стало скучно. Но лично я бы предпочла, чтобы господин любитель яблок поставил в этой истории точку за шаг до того, как все стало таким искусственно правильным и предсказуемым. Потому что «за шаг до» это было действительно захватывающе, настолько близко к шедевру, насколько это только возможно.


+19Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | YukihirO --> InnerChild2017.07.28

"финал создавался не по принципу авторского видения, а по принципу законов жанра"
Ну вобщем, если в анимэ есть подгузники, то они могут затащить. Наличия какого бы то ни было, хотя бы даже ведра с гайками, вполне достаточно, чтобы утопить все надежды зрителей на закономерныйреалистичный финал. 8 из 10. Но, вообще в этом анимэ всех преступников ждала смерть, а это слишком лёгкое наказание за большинство преступлений и оно ни за что не объяснит преступнику его неправоту, потому в смысле самосуда идея недоработана, на самом деле преступники могли бы нормально расплачиваться за свои действия, а не тупо умирать от халявного приступа анимэ разочаровывает, но несильно, после добавления в сюжэт малышей я уже понял что концовка будет слита\




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура