World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (119)
 - компании (1)
 - связки


 На сайтах
 - ANN
 - AniDB
 - MyAnimeList
 - Сетка вещания
 - Allcinema
 - seesaa


 Википедия
 - Wikipedia
 - Википедия
 - ウィキペディア


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Субтитры
 - субтитры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Ksenya_nya
DarkFlux
nefo
Froade
ACTIONFENIX
Contributor
maxoiduss



вернуться на страницу аниме «Тетрадь Смерти [ТВ]» | вернуться на страницу комментариев



alphyna | СА?: 2 года 9 месяцев | отзывов 68, их сочли полезными 972 раз 2009.01.14

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ
Есть такая штука — контекстуальность искусства. (А аниме "некоторые считают искусством", верно?) В том смысле, что что бы с художественными целями ни делалось, его невозможно оценивать только по неким внутретекстовым критериям. Тексты-то все между собой связаны! (Нет, спасибо, мне вполне удобно на этом велосипеде.) Поэтому если вдруг появилась какая-то штука, которая — в силу пиара, случайности или ещё чего — вдруг стала не просто популярна среди потребителей, но и начала влиять на то, что делают дальше, на неё следует обратить внимание вне зависимости от того, плоха она или хороша непосредственно сама по себе.

Так что в каком-то смысле можно сказать, что пересмотреть "ДН" меня подтолкнул "Код Гиасс". Правда, на сей раз я была умна и завела текстовый файлик, куда выписывала мелкие замечания, чтобы твёрдо обосновать свою позицию. Потому что 37 серий — это достаточно много, чтобы успеть забыть всякие мелкие неувязки из начала, которые раздражают и создают ощущение халтуры.

Что я имею сказать по сериалу в целом? Сперва собиралась написать нечто в духе "в нём НЕТ умной мысли. Смиритесь с этим. Живите с этим." — но это не совсем так, как ни парадоксально. Там есть социально-философские идеи, только не те, которые всем кажутся.

Дело в том, что вопрос "говно я унылое или право имею" в "ДН" НЕ обсуждается. Никак и нигде. Есть, конечно, Мацуда на втором плане, который единственный во всём сериале (! ) видит в данном вопросе некую дилемму, но и того — всё время затыкают, стоит о ней заикнуться. Все прочие персонажи этот вопрос не обдумывают и свою позицию не аргументируют. ("Я, Кира, говорю, что преступников надо убивать, потому что..." — "А я, Ягами Соитиро, говорю, что ни разу нельзя, потому что..." — нет там такого! ) Сериал не пытается убедить нас в правильности ни одной из сторон. Более того, он не показывает безысходности любого из этих путей — в принципе, не попадись Лайту один такой умный мальчик, всё могло выйти бы совсем наоборот. Таким образом, моральная дилемма "а можно ли убивать во благо" моральной дилеммой в контексте "ДН" не является, а просто служит опорой для сюжета.

Тем не менее, как я уже сказала, мысли в "ДН" есть, просто негласные. Например: бабы в основном дуры. Там очень мало девушек, верно? Помимо Лиднер и забыла-как-кё-зовут-на-мотоцикле на третьем плане — Миса и Такада. Обе имеют какие-то убеждения и всё такое — и обе действуют исключительно потому, что RAITO IZ HAWT. Очень яркая иллюстрация без контрпримера. Собственно, неудивительно, что они его только раздражают ввиду этого.

Ещё одна заметная линия — победа разума над добром. Ну то есть над хаосом, конечно. У нас есть два ярких противостояния — Лайт (lawful evil) против L (chaotic good) и Ниа (lawful good) против Мелло (true chaotic), и в обоих случаях что происходит с хаотиками? Правильно, ничего хорошего, они погибают под чутким руководством лоуфулов. Ну а Ниа в итоге выигрывает почему? Потому что упорядоченность Лайта дала трещину. И потому что Ниа более лоуфульный, вплоть до двигательных фиксаций. Опять же, вот она идея, не выраженная словами, но исчерпывающе проиллюстрированная. Когда рушится упорядоченный мир Миками, он что делает? Жизнерадостно сходит с ума и устраивает аппетитный фонтан крови на потеху публике. Так-то.

В остальном "ДН" страдает очень популярной проблемой: претендуя на реалистичность, он реалистичным не является. Вообще мир действия логично оценивать по представителям "нормальных людей" — ну, например, по полицейским, ведущим расследование (в смысле, так и быть, откинем всяких вундеркиндеров). Представьте себе present days, present time. По всему миру внезапно начинают умирать люди. Таинственно, одинаковым образом, физически невозможно. Нам, так или иначе воспитанным на научной фантастике, что было бы естественно предположить? Мне, например, кажется, что сперва мировой заговор, потом — какую-нибудь загадочную болезнь, потом, честное слово, инопланетян. И вообще непонятно, откуда взялась персонализация Киры — ведь вариант, что это делает один человек, наиболее невероятен! Иными словами, логика мышления героев "ДН" выбивается из нашего реального контекста. То есть реалистичность хромает. Другой пример — когда команда расследования впервые узнала про синигами. "Ааа, они существуют! " — вы правда будете утверждать, что это наиболее логичная мысль? Да? Вот по-моему, это отличное пафосное кодовое слово для обозначения чего угодно. Секты, например, или оружия.

Да и в существование в нашем мире супергероя, чьего лица никто не знает, но которому доверяет полиция всего мира, вызывает у меня большие сомнения.

Хотя, конечно, я всё равно безмерно благодарна за хотя бы попытку изобразить реальный мир. Это куда сложнее дешёвого фэнтези а-ля "Код "мы возьмём от балды реальные названия, но к нашему миру они не будут иметь никакого отношения" Гиасс". Из этой околореалистичности следует возможность использовать мелкие детали для того, чтобы прорисовать образ. Я ведь недаром почитаю галстук Лайта. Один элемент одежды — и сразу понятно, что это — серьёзный и психологически взрослый юноша. Просто, быстро и с затратами минимальных изобразительных средств. И это хорошо.

Вообще сериал невероятно прогрессирует от начала к концу в плане, скажем, динамики. До появления Мисы, честно говоря, смотреть почти невозможно, потому что интереса ещё нет, а вот сценарных ошибок по мелочам — невероятно много. От совсем незначительных (например: вторая серия, 07.55. Ватари появляется в зале неожиданно с ноутбуком — и изображение с ноутбука тут же проецируется на большой экран. Как? Никакого втыкания ничего никуда нам не показали, значит, Ватари появился вовсе не так неожиданно? Мелочь, а неприятно) до концептуальных. Вот, скажем, инцидент с Линдом Л. Тейлором. Лайт без страха и рефлексии соглашается сотрудничать с синигами. Синигами — так культурно заложено в нашем мире! — представители тёмного мира, смерти, зла, верно? Тот факт, что Лайт с ним якшается, говорит о том, что он не подвержен стереотипам относительно "хорошо" и "плохо". Но на Тейлора он выбешивается именно в тот момент, когда тот говорит "ты — зло". Почему? Да нипочему. Для продвижения сценария потребовалось.

Или вот ещё мелочь: после показа записи L после смерти Тейлора по телевиденью идут помехи. Помехи. По ТВ. После мега-значимой записи. Помехи, не реклама спонсора. Вы издеваетесь, правда?

А у Соитиро, конечно, суперсекретные рабочие файлы лежат на домашнем компьютере. А для отслеживания 141 подозреваемого с семьями (! ) прислали только 12 агентов. А Кира дал Пенберу пожить ровно неделю, не две и не месяц. А второй Кира не мог просто заранее знать имя убитого полицейского. А Лайт за 50 дней заключения ни разу не переодевался. Да-да-да.

Да, в начале динамика событий отвратительна. Скажем: о существовании L не знал Мацуда, работник полиции и молодой человек (то есть который должен, по идее, быть в курсе всякого модного, не знаю, в интернете). Значит, L действительно известен только в очень узких кругах и крайне осторожен. И тут вдруг бац — в самом начале действия он i>выступает по телевизору/i>. Пусть не лично, но. Но у зрителя к третьей, что ли, серии ещё нет ощущения ТАКОЙ значимости происходящего, и поэтому выглядит этот момент очень натянуто. Не сделал Лайт ещё чего-то такого. Его ещё не попытались поймать простыми методами.

Я уж не говорю о том, что каким бы крутым ни был L, мне не верится, что полиция всего мира решила положиться на одного сопливого подростка. Так не бывает. Не в нашем мире. Во втором сезоне, когда некоторые страны стали поддерживать Киру, это ещё смотрелось бы, потому что там мир уже совсем не наш, но в начале... полиция Японии, 12 агентов и мальчик-аутист? Против чувака, убивающего 20 человек в день совершенно непонятным образом? Не смешите мои тапочки, ок?

Сама по себе логика L, конечно, жутко нелогична. Когда зритель проникается его хаотичностью и глючностью, это становится даже чем-то вроде фишки, но сперва нечеловечески раздражает. "Люди умирают в такое-то время, поэтому Кира школьник". Он не может быть студентом. Он не может работать на полставки. Он не может быть вольным художником и спать до обеда. Он не может, в конце концов, убивать параллельно с какой-то другой деятельностью (если уж нам так хочется верить в мистическую подоплеку) Почему? Потому что нужно продвигать сюжет. Сценариста — на мыло.

Ещё один глобальный баг "ДН" — классический для любой плохой полицейской драмы (см. "Монстра", например) — это частая подмена логического суждения этическим. Да, я считаю, что компетентный полицейский должен опираться на разум, разумеется, как и все люди, он может ошибиться под влиянием эмоций, но это должно быть чётко ощутимо. Но нет! Логика Пенбера такая логика! Он апеллирует к ultimate fangirl argument "у этого мальчика такие глазки, он не может быть плохим" (Лайт и сам, впрочем, к нему апеллирует) и показывает ему удостоверения. Мне, например, это кажется нелепым. Как и аргумент Наоми "этот мальчик так похож на L, поэтому я всё ему расскажу". Господа, это — сценаристская халтура, вот что это. Когда не получается продвинуть сюжет нормально, приходится прибегать к нелогичным действиям. И ещё, конечно, феерическому приёму "я совершенно случайно подслушал". Мацуда Совершенно Случайно Подслушал разговор о суперсекретном заседании. Лайт Совершенно Случайно Подслушал, что Наоми шла в полицию. Он же Совершенно Случайно Подслушал, что Айзава его подозревает. Это всё — халтура, вот что это такое. Дешевейший способ развития сюжета. Не то чтобы только "ДН" им страдала, конечно.

Таким образом, в качестве интересной полицейской истории из-за всех этих мелочей "ДН" летит к чертям. К счастью, с появлением Мисы схемы Лайта становятся сложнее. Опять же, сперва показать конец, а потом — как всё было задумано, — это очень дешёвый приём, но зато хоть смотреть становится интересно. Примерно с появленем Мисы (тоже, кстати, очень халявный персонаж. А если бы Кира-2 был чуть умнее, как бы Лайт выкручивался тогда? Вот это было бы интересно! ) динамика более-менее устаканивается и даже закручивается постепенно. Совершенно внезапно — становится интересно смотреть.

Это во многом заслуга персонажей, само собой. К тому моменту наконец-то ими проникаешься. А персонажи, чего уж там, классные. Единство и борьба противоположностей, всё такое. Мне очень-очень понравился сейю, озвучивающий Лайта. Наигранно-беспечный голос (ах, этот смешок злого Лайта, которого нет у доброго Лайта! ) удался на все сто. А у L нет бровей. А Мацуда просто классный и живой.

Кроме того, "ДН" же очень безымоциональна сперва, поэтому как только начинает нарастать напряжение и проявляться переживания героев, они ощущаются зрителем значительно сильней. Кстати, вот ещё большой и редкий плюс: на фоне раздражающего пересказа мыслей эмоции — показаны, а не рассказаны (что почти что раритетно в аниме! ). Как следствие, мы в кои-то веки можем воспринимать чувства персонажей по внешним признакам. Например, момент, когда L всё совсем понял и как бы даже сдался (и тут же стал таким уке, что просто неприлично, извините), заметен, но не сакцентирован. И это — хорошо.

Таким образом, к моменту главного спойлера (хе-хе) мне было очень грустно, и не столько по факту, сколько под влиянием общей атмосферы подавленности. А ещё грустнее было после него, когда Лайт стёр оставшиеся записи. Хнык-хнык.

Второй сезон "ДН" полагается ругать, но я сейчас буду его хватлить. Потому что он хорош. Нужно только вовремя осознать смену жанра. Первый сезон всё время порывается быть эдаким псевдогерметическим детективом, отчего и хромает, ибо причин быть таковым у него совершенно нет (кроме одержимости L, само собой). Второй — это чистая политика в уже логичным образом модифицированном мире. Поэтому там значительно больше персонажей, больше их расход, поэтому же ему вполне можно простить ещё более нелогичную, чем у L, логику Ниа — ибо не она главная. (Хотя каким образом он догадался про Миками, останется для нас загадкой на века) А главное и интересное — мир, в котором такая вот аномалия, как Кира, стала нормой. Это прямо-таки увлекательно. Финальная ловушка несколько натянута, но самая концовка меж тем — победна. А последняя фраза Рюука ещё и являет собой милое снятие приёма.

По поводу формальной стороны мне очень хочется задать вопрос фанатам. Скажите, вам правда не было смешно? Правда-правда? Я вот валялась иногда. Дело в том, что в "ДН" велика пагубная тенденция показывать бытовые мелочи вроде доставания ручки с огромным пафосом. "Это просто игра в теннис, она не поможет ему установить мою личность." Придание излишней значимости мелкому бытовому действию ведёт к комизму происходящего.

Кроме того, дзеттай дзеттай я не прощу никому такие приёмы как разбиение экрана на несколько частей или показывание одной и той же важной сцены по три раза — не в 2006 году. Первый морально устарел, второй — слишком лёгкий способ пафосничания (и опять же, кстати, когда ТАК обнимают девушку — это комично и не более). Но, впрочем, это не значит, что "ДН" глобально плохо снята. Есть очень красивые кадры, есть блестящие блики в глазах, есть правильная музыка. Есть крутые опенинги и эндинги. Так что, пожалуй, визуальному ряду зачёт.

Итого, думается мне, это будет 6/10. Когда переползаешь через вялое начало и привыкаешь к постоянным сценарным заусеницам, можно расслабиться и любоваться харизматичными персонажами и даже иногда лихим сюжетом. Хотя смутное ощущение того, что яойные додзинси по "ДН" — это лучшее, что есть в "ДН", наверное, не покинет меня никогда.

И только один вопрос правда гложет. Почему Лайту не пришло в голову убить L без помощи тетрадки? Например, приказав сделать это тому, кто к L вхож (перед смертью, ясен пень). Мацуде, скажем. То есть тупо расстрелять, или придушить, или ещё чего. А?


+46Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | Arkaim --> alphyna2012.12.24

В сериале тысячу раз повторили, что убить можно лишь того, чье имя и внешность знаешь.
Если не знаешь, то как ни извращайся, не получится ни аварию ему подстроить, ни смертника натравить. Агрессор просто умрет от приступа.




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура