Двух сестрёнок, у одной волосы короче, у другой длиннее, где только не сыщешь! Только в «Повести о бедных сёстрах» вам, скорее всего, это не будет казаться штампованным. Даже несмотря на то, что начинается сериал с такого явления, как летний фестиваль. Такой, знаете, с фейерверками, юкатами и яблоками в карамельной глазури. Даже несмотря на обычность и сверхпривычность в Японии фамилии главных героинь, Ямада.
Почти сказочно-диккенсовское участие взрослых по отношению к чужим детям. Воркотание сестёр друг с другом, как будто присыпанное умильным сахарком «Кэйона! ». Комичное смещение ролей: старшая сестра даром что работает, но по сути дела всегда на поводу у хозяйственной младшенькой, приглядывающей за домашним уютом. Такое вроде банальное напоминание всем известных и оттого обычно осмеиваемых прописных истин в духе «Не имей сто йен, а имей сто друзей». Неловкое, беспомощное, малореалистическое... и неизмеримо притягательное.
Ругают это аниме за то, что бедность, её истоки и методы преодоления показаны здесь совсем неправдоподобно. Но так это же не политический и социально-экономический памфлет. Не ставится цель запугать или шокировать, тем более чем только людей уже ни шокировали, привыкают всё равно. Скорее смело демонстрируется наивная и светлая вера в то, что и в бедности можно быть счастливым, даже если действительность свидетельствует против этого ( скорее, даже особенно такие вещи нужны, когда действительность против! ) Когда приходится экономить на еде, особенно остро зато наслаждаешься каждым кусочком маринованной сливы, каждой дешёвой булочкой с мясным фаршем — от японского культа любования едой никуда не деться, поэтому совсем уж голодать девочкам не позволят.
Чинным и благопристойным особам главные героини могут прийтись не по нутру. Ещё бы, во время еды широко открывают рот, да ещё и разговаривают с полным ртом, и даже, невероятно, смеются, так наслаждаются скромной едой, купленной на распродаже. Невдомёк бедным сёстрам, что в цивилизованном обществе всем верховодит этикет, а высота помыслов определяется высотой дома, отгроханного папашей. Разве может в таком мире оставаться время на мелочи вроде духовной близости хотя бы с членами своей собственной семьи, возможности иметь всегда крепкий и роскоши искренне и непосредственно проявлять свои чувства.
И только тот, у кого ещё есть шанс очеловечиться, решится кое-чему и поучиться у малоимущих сестрёнок.
Символизмом вдобавок аниме не обделено. У двух богатых сестёр имена Кинко и Гинко, что можно перевести как «золотце» и «серебрецо», то есть это как бы намекает на их обеспеченное житьё. А на сакуре за окном уже осенью распускаются два нежных розовых цветка, которые квартирный хозяин опекает так, как опекает он сестричек Асу и Кё.
Это аниме о всяком разном понемножку. О том, что под внешней суровостью подчас может скрываться глубокая психологическая травма старого и усталого человека. Это ещё и о том, что даже самый хмурый старичок будет прихорашиваться, подправлять волосы, если знает, что в больнице его навестят двое молоденьких очаровательных девочек. И однажды тот, кто становился тридцатого числа каждого месяца «тёмным повелителем денег», окажется обычным и не таким уж страшным человеком.
И о том, что себя нужно принять таким, какой ты есть, не пытаясь косить под кого-то другого, точно так же как не стоит торопиться взрослеть преждевременно, это и так наступает слишком быстро. И тот, кто тебе дорог и кто тобой дорожит, обязательно тоже тебя примет и поймёт. Не потому ли Кё, несмотря на то, что состоятельная соседка одолжила ей красивый взрослый костюм, всё же решает прийти на родительское собрание к сестрёнке в своей обычной школьной форме. Потому что знает, что сестричке дорога сама «анэ-тян», а не модная одежда, изысканная парфюмерия и прочие понты.
Наступит время, и каждая из девчушек пойдёт своей собственной дорогой, у них появятся другие значимые люди. Но даже тогда, знают и верят сёстры, они друг друга не оставят.
|