С каждым просмотренным аниме я все больше подозреваю японцев в отъявленном приверженстве постмодерну. И это меня пугает, поскольку в таких дозах постмодерн в массовой культуре может свидетельствовать только о нездоровом уклоне в мозгах. Ну ладно, постмодерн подразумевает игровое пространство смыслов. Что у нас здесь? Что меняется в этом игровом пространстве интерпретаций? Угол зрения. Каково предназначение смены угла зрения? В том ли оно, чтобы показать нам, что у происходящего имеется центр, демиург, а все поданное нам суть его иллюзии? Или только в том, что наш собственный мир представляет собой не солипсические муки неразбуженного Бога, не замкнутость субъективизма фантазирующего Кена, а представляет собой ИНТЕРСУБЪЕКТИВНУЮ реальность. И множество углов зрения показывается нам только для того, чтобы очевиднее становилась мысль: "Да, так оно и есть - реальный мир образуется на стыке моего и твоего восприятия".
После некоторого размышления я предлагаю вам свой угол зрения, свою интерпретацию увиденного.
1. Детям свойственно фантазировать. Особенно японским детям. В этом совершенно правы отметившиеся выше рецензенты. Практика сотворения детьми собственных миров - реальность. Любопытствующего читателя здесь можно отослать прямиком к незабвенному произведению Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Или к любой книжке Владислава Крапивина. 2. Инопланетность, экстрасенсорика, серая обыденность представляют собой интерпретацию. В этом тоже можно согласиться с уже звучавшим мнением. Вот только фантазию не "чью-то", как неизбежно пытаются выяснить зрители, а "чьи-то". 3. Перед нами плод коллективного (интерсубъективного) воображения детей, которые разбавляют унылую повседневность собственными интерпретациями, собственными углами зрения. Кто-то считает себя пришельцем, кто-то - телепатом. И вот наши друзья все вместе строят свою удивительную Швамбранию (Кассиль - великого таланта человек, и швамбранская хроника - лишь один срез вышеупомянутого его произведения, в котором сказано об очень многом). Обратите внимание, любое событие сериала можно попытаться представить как фантазию одного демиурга, верно. Но откуда в такой интерпретации появляется осколок чужого самосознающего и рефлексирующего эго? Ответ прост - ИХ ИЗНАЧАЛЬНО НЕСКОЛЬКО. 4. Сложность анализа М. заключается в том, что показывают только Швамбранию. Обратите внимание, школа и быт нам почти неизвестны. Реальность остается за кадром, а картинка включается только тогда, когда начинается Швамбрания, как будто у телевизионщиков хватило камер только на нее. Поэтому мы не наблюдаем причин, а одни только следствия, мы не видим подготовку к фантазии, а только саму фантазию. Поэтому не можем распределить участие, хотя точно чувствуем его. Но ради интереса вы можете попытаться разбить сериал на главы: Фантазия Юки, Фантазия Судзуми, Фантазия Кена, Фантазия Коидзуми. И далее, не только обособленные, но и совместные Фантазии, которых большинство. 5. См. также фильм "Фантазеры". 6. См. также последняя глава Neon Genesis Evangelion про коллективное воображение, творящее миры. 7. О художественных достоинствах М. выскажусь цитатой: "Но в самом конце сотворенного тобой хаоса, когда стихии готовы вырваться из-под контроля, ты неожиданно вставляешь несколько слов, заставляющих замереть готового вмешаться Мастера, а в пустоте и нелепостях твоего создания начинают просматриваться связи высшего порядка." Г.Л. Олди, "Витражи патриархов".
|