Все произведения Макото объединяет то, что они лиричны и прекрасны, и «Сад» не является исключением. Красота человеческих взаимоотношений привлекает автора еще с самых ранних работ. И ему удается находить такие оттенки особенностей психического состояния и внутреннего мира человека, что восприятие их внешних проявлений происходит совершенно естественно и незаметно. При этом Макото удачно сглаживает остроту очерченной ситуации (близкие отношения учительницы и ученика в любое время и в любом месте вызывали истерические трепыхания злорадствующих ханжей). Его персонажи ситуативно выведены за рамки социума. Особенность ситуации в том, что они избегают его сознательно, в чем прослеживаются первые ростки их духовного единения. Единение подкрепляется общностью с природой – опять же сознательной. Шум дождя и шелест листьев – границы новообразования человеческих чувств. Высшая ступень близости духа – уединенность созерцания. Из этой уединенности рождается новый мир – мир тонкого тепла и бессловного понимания. Мир, который так легко разрушить неосторожным вмешательством – своеобразный «стеклянный зверинец» Т. Уильямса. И герои стараются его оберегать от столкновения с грубостью окружающих, пытаются совместить поэзию их отношений с давящей тяжестью урбанизированного социума. И не просто совместить, а защитить свое право на осуждаемое обществом чувство, родившееся в естественных обстоятельствах. Особая атмосферность присуща всем работам Макото. Создается впечатление, что для ее достижения необходим уникальный способ рефлексии или какой-то особый психический склад. Возможно, такого рода произведения более подойдут зрителю, склонному к наблюдательности и интровертизму. Однако при всей некоторого рода отчужденности в творчестве Макото сильна эмпатическая направленность, склонность к сопереживанию. Даже если персонажей подчас нелегко понять, их можно почувствовать. При преобладании восприятия ощущений вербальная составляющая сокращается, а остающиеся слова наполняются новым смыслом, порождаемым конкретной ситуацией. Это отображено и в названии фильма: слова героев не возникли спонтанно, а сотворены, выращены в обстоятельствах, созданных их душевным состоянием. Сад слов Макото – это сад чувств. Чувств, присущих каждому человеку. Его фильмы развивают не только способность ощущать, но и понимать свои ощущения, и на основе этого понимания сопереживать другим. А это уже больше, чем просто творчество.
|