Pale Coccon, несомненно, стоит в одном ряду с работами Макото Синкая и Накадзавы Кадзуто. Все они – глубоко личные, авторские работы, ни в чём друг друга не повторяющие. Они берут не сюжетом (который прост) и отнюдь не художественной техникой (которая виртуозна), а именно своей интимностью. Они близки и понятны тем, чьи чувства созвучны авторским, кто может читать их между строк. Остальным они будут просто скучны. Это – постапокалиптика, и – чёрт возьми! – один из лучших представителей жанра. Мало где атмосфера и бытовые реалии далёкого будущего бывают показаны столь же скрупулёзно, остроумно и лаконично. Однако это не просто ещё один рассказ о судьбах человечества, это – гимн поиску и надежде. Медленно увядающий мир, лишённый надежды. Серо-зелёные будни архивного сотрудника конца третьего тысячелетия. Никому не нужная работа по привычке. Не угнетающая депрессивность, а апатичная задумчивость. Яркие осколки воспоминаний о том, чего уже не вернуть, но в которых так приятно спрятаться от реальности. И вдруг, уже на границе отчаяния, внезапно вспыхивающая надежда. Вот этот момент прозрения – когда герой осознаёт, что весь мир устроен совсем не так, как считалось, – и делает весь фильм. И песнь, искренняя и простоватая – какими были полулюбительские клипы на заре девяностых, – так неожиданно взрывает тишину металлического гроба, в который загнали себя люди. Возможно, я воспринимаю эту картину слишком лично и вижу в ней даже не вполне то, что хотел сказать сам автор. Но тот, кто не развешивал десятки пёстрых бумажек по стенам, не вычерчивал причудливые связи между ними и не медитировал на эту картину, уже не сможет понять до конца то, что почувствовал главный герой: как внезапно вся эта головоломка собирается в одно целое. А этот момент показан очень красиво. И, конечно, мечта всякого, кто развешивал по стенам пестрые бумажки, – это именно чтобы однажды одна из них ожила и запела голосом, несущим надежду сквозь столетия. Мечты должны сбываться, и ради этого стоит жить – чтобы однажды увидеть голубое небо своими глазами.
Это очень сильная, яркая и красивая работа, к которой я буду возвращаться ещё не раз. Удивительно, как много можно рассказать всего за 20 минут.
P.S. Впрочем, концовку я не вполне понял. Ну да бог с ней. Почему «Бледный кокон», а не «Голубое яйцо» – тоже совершенно не понятно.
|