Роберт Энсон Хайнлайн, чьи произведения в детстве я перечитывала десятки раз, практически в каждом своём крупном романе говорит то же, только выражения немного другие, а он начал писать куда раньше JOS. Обожаемый мной лет в двенадцать "Спартак", София Макдугалл "Граждане Рима", Мэлли Джемма "Декларация смерти" - из современных авторов наглядно демонстрируют человеческое стадо, живущее по навязанным или сложившимся исторически правилам. Оба последних романа - фантастика. Да даже Фёдор Достоевский в единственном романе, который я читала (Преступление и наказание, ага), на протяжении всей книги утверждает тоже самое, только не так кратко. Список можно продолжать и продолжать. Аниме, в которых главные герои оказались ничего не подозревающей жертвой или игрушкой, экспериментом неких закадровых сил тоже совсем немало. Фильмов, особенно американских, где попавшие в передрягу герои вопят "Я не знал! Меня подставили! " вообще не сосчитать. Я к чему так длинно? Ну, во-первых, к тому, что идея человека-твари не нова в мире искусства, хотя это, безусловно, не радует. Во-вторых, все эти книги мной, и не только мной, прочитаны не ради этой глубокой философской мысли, а ради тех немногих героев-индивидуумов, которые восстают и борются против равнодушия толпы, угнетения тиранов, закулисных интриг, против любого вмешательства в жизнь персонажа. Вполне естественно, что эти персонажи меняют или убеждают в необходимости участия окружающих их людей, пусть даже только близких друзей или родню. Если не справляются - то остаются в одиночестве, ломаются или погибают. Это естественная природа вещей. Это мини-битва, которую каждый из нас ведёт в "реале", когда спокойное течение нашего существования нарушается под давлением, как то: сократили, вы сами удрали из гадюшника в котором работали, сын/муж скололся, ваш муж устраивается в ментовку вторично и узнаёт, что дяденька генерал, из-за спора с сыном которого он уволился в прошлый раз, записал ему в личное дело статью "умышленное убийство", вам устраивает проверку на вшивость любимый мужчина, отправив друга с визитом в двенадцать ночи, а спустя пять лет совместного проживания за час до полуночи 31 декабря он же говорит вам "ты знаешь, я в прошлом году женился, а сегодня у меня родился мальчик. Ура! ", вас подставили типа друзья в бизнесе, навесив кучу долгов, вы узнали, что 22-х летний "sugar boy" свалил со всеми вашими сбережениями - а вам уже сорок, вы обнаруживаете, что классный чувак, ваш лучший друг, всё время пас вас только в тот момент, когда он говорит "братан, за следующую дозу надо платить", ваш муж явился к вашим родителям ночью со вскрытыми венами весь в крови, сделал он это в арендованной машине, которая стала выглядеть как в фильме ужасов, и это вы, а не он заплатите за аренду и очистку, ну и так далее. Это неполное перечисление того, что случалось со мной, моими родными, друзьями и знакомыми. И я согласна заранее, что масштаб личной трагедии далеко не такой грандиозный, как в JOS, но с моей точки зрения всё это хорошо подходит под определение "обломают очень сильно". Поэтому считаю для себя возможным критиковать это аниме. В "Планете короля зверей" есть благодатная тема: становление героя. Герой проходит через множество испытаний, сам предаёт и его предают, узнаёт о себе неприятные факты, в борьбе за своё выживание борется за целую планету, его любят даже враги. Его личное сражение неожиданно оказывается эпической борьбой за будущее человечества. Все это впихнуто в несчастные 11 эпизодов. Нет, конечно, можно и в одной полнометражке рассказать то же самое так, что всё будет понятно. Проблема в том, что по ощущениям от просмотра сценарий рассчитывали как минимум на 24 серии, но по причине нехватки бюджета или каких других пертурбаций время урезали вдвое, а сценаристу за переработку платить не стали. И в результате пришлось подрезать и схватывать на живую нитку по ходу пьесы, что привело к скомканности сюжета, недосказанности и плохому представлению персонажей. Кроме того, сама анимация, вполне приятная, на главном герое тормозит (не иначе, открыв рот и восхищаясь совершенством), в результате резко повзрослевший Тор пару серий ходит, не меняя лица и зафиксировав его "на камеру". А мотивация поступков героев представляется на манер формул в учебнике, сухо констатируя факт, но это в математике уместно, а не в драматическом произведении. При такой подаче материала проникнуться переживаниями персонажей почти нереально, разве что подключив широкоформатное воображение. Особенно обидно от того, что смотрел эту поделку человек, обожающий жесткую фантастику с закрученным сюжетом, сексуальными отступлениями, крутыми нехорошими перцами и на планете-тюрьме, где в небольшом количестве есть бабы - для поддержания популяции и ещё одной причины для драки между самцами. Да я перечитала всю эпопею "Дюны" только из-за упоминания императорской планеты-тюрьмы и сестёр Бене Гесерит. Но вот принять "Планету..." не могу, по всем вышеперечисленным причинам и потому, что она могла бы быть прекрасным, зрелищным, захватывающим сериалом. Не сереньким фантастическим боевичком с кучкой смазливых мальчиков. Это все мои претензии к сериалу, но и эти недочёты сильно мешают смотреть и получать удовольствие.
|