Что можно ждать от аниме, в котором 6 серий по 25 минут минус эндинги и опенинги ? Чего угодно. А если жанр обозначен, как драма, романтика, повседневность? Наверное - фактически полнометражного двухчасового фильма. Чего я и ожидал, приступая, после долгих откладываний, к просмотру данного произведения студии "Group TAC". За прошедшие годы, как мне кажется, японские авторы успели довести мастерство выдавливания скупой мужской/обильной женской слезы до некоего совершенства. Т.е. - если авторы задались целью, чтобы человек, пусть далекий от темы и обладающей самой что ни на есть толстой кожей - разрыдался или хотя бы всплакнул - они этого добьются. Яркий пример "Clannad" (из качественного) и "Эф-история..." (из суперконцентрата). Проблемы 17 летних школьников в этом случае почти идеальны. С одной стороны - наивные вьюноши и девушки слабо представляют себе, что ждет их дальше. Или просто в силу молодости - пока об этом не задумываются. Но умудренный жизнью (и подпихиваемый авторами) зритель заранее чует беду. И каждым нервом своей души, столь мастерски оголяемым авторами перед финальной сценой, ожидает ЭТОГО. Финала. Который либо "тотально трогательно трагичен", либо "чудо как хорош". И все это обрушивается на заботливо оголенный нерв. И давит, давит, давит слезу из бывалых и новичков. Есть категория людей, которые хотят, чтобы их пугали и расстраивали и заставляли переживать. Они не задумываются, что, как и почему - это разрушит очарование. А есть другие - которые проводят параллели и выявляют средства и методы. К моему великому сожалению я застрял где-то посередине. И потому - не могу до конца окунуться ни в то, ни в другое. Потому и "слезодавилки" на меня действуют похуже, но и холодным расчетом при просмотре я обделен. Однако же - все это предыстория. Вернемся к сериалу. Что заставляет людей жалеть? Конечно же - серьезное увечье (лучше - неизлечимое) красивого молодого человека (лучше - девушки). Ощущение грядущего финала нависает тучей над каждой секундой сериала, не давая продохнуть. И даже самые, казалось бы, веселые минуты нам омрачает то самое "предчувствие беды". И не отмахнуться от неё. И операция все ближе и ближе. И шанс на успех трагически мал. И все эти милые и трогательные моменты с подъемом в гору и путешествием в школу смертельно больного человека лишь нагнетают обстановку - "Как же так? Такая молодая и красивая - и все равно... должна...". Предчувствие беды ликует. И недосказанная фраза, повисшая в воздухе в тот момент, который можно было бы назвать "трогательным прощанием" отдается похоронным колоколом, как звук закрывшейся двери в операционную. И останавливается время - как будто одна единственная короткая вспышка красной лампы над дверью операционной, растянувшаяся на долгие часы безвременья и никак не желающая снова погаснуть. Но все это было бы тщетно - мы видели это уже тысячу раз - если бы не одна короткая фраза в самом конце сериала. Вот она:
"В ту ночь, в небе сиял полумесяц. Не так ярко как полная луна. Мир был свободным в этой темноте. В этот миг, мир был освещен, и, несомненно, сверкал."
И строчка из книги с наивной розовой закладкой и одной - единственный исправленной буквой - как исполненной обещание перестает казаться таким уж совсем по - детски наивным. И весна, которая может так и не наступить - не для одного - для двоих. И выбор человека, который плачет на крыше от осознания. И выбор другого человека, который возможно так же точно плакал на крыше раньше, не в силах изменить. И простая мудрость медсестры, бывшей участнице уличной банды, которая на самом деле мудрее всех профессоров, просто потому, что понимает - прошлого не вернуть и только в настоящем мы живы и должны радоваться и дарить радость - даже если потом... Даже если и не будет и не может быть никакого "потом". Ведь основная драма фильма, как это ни странно, начинается тут после того, как последний кадр фильма угасает на экране. Трагедия человеческого выбора и человеческого самопожертвования во имя другого. Трагедия жить с мыслью о том, что ничего нельзя изменить. И наслаждаться тем немногим, что осталось. Как половинка от Луны - не целая, но и не мрак. "Жизнь наполовину", с полным осознанием того, через что придется пройти - через боль и утрату - неизбежно. Без надежды - но жить. Потому, что половинка Луны может освещать Землю пусть и не так ярко, как полная - но, безусловно - освещать. Чтобы до самого конца не оставлять во мраке людей, которые выбрали этот путь.
|