Прежде всего, следует оговориться о том, кому данное творение японских аниматоров категорически показано к просмотру. Начинающим и продолжающим (многоопытным не до просмотра аниме) японофилам и созерцателям элитарного (массы прохладно настроены к искусству уровня штучной, ручной работы) проходить, не ознакомившись с «Аякаси» никак нельзя. Причем совершенно без ограничений на пол т.к и романтика и ужасы и драма одинаково любима и прекраснейшей и наглейшей части зрительских масс. Да и степень симпатии или антагонизма к мистике смотрящих роли существенной не имеет, потому как все творящиеся в сериале, а твориться там много чего, удивительно самобытно, и выдержано (начиная с графики и заканчивая поворотами сюжетных коллизий) в традиционном японском стиле. И вот замете, главное – все в сериале ЧУДОвищно завораживающее (иероглиф "кай" не соврет, клянусь системой Поливанова) для эстетствующих бакагаэдзинов любой страны.
Первая арка сразу же дает понять, с чем едят классику японских ужасов – а вкушают ее под звуки японских национальных инструментов, наслаждаясь полной луной и чашечкой саке и заодно проклятиями и призраками, убийствами и другими способами укоротить продолжительность жизни. Вряд ли кто осмелиться назвать «Макбет» Вильяма нашего Шекспира чрезмерно патетическим и пафосным из-за смеси в нем сил потусторонних и не менее страшных поступков людских. С первой аркой «Аякаси» выходит, что- то похожее, ведь в ней отворяться дела темные и обдумываться планы коварные, происходит и отравления и суицид. А ложные клятвы и мести реальные сплелись в тугой узел ядовитых змей-поступков, ни какой катаной не разрубить. И ближе к финалу, когда, казалось бы, все пугающее уже минуло, ушло на дно, съедено крысами или чем похуже, как авторы доказывают совсем не зря «ужасы» фигурируют в определении жанра, так что особо чувствительным близко к экрану под конец 4 серии лучше не приближаться.
Вторую арку наиболее точно описывают эпитеты: «романтика и красота». И в самом деле, и музыка становиться более благозвучной для уха европейцев и дизайн персонажей тяготеет к общечеловеческим понятиям о гармоничности и изысканности. И вместе с тем новелла о любви Забытой Богини и сокольничего и всех других так или иначе связанных с этой влюбленной парочкой не теряет восточный колорит. Что заметно и в лирических (ох уж мне, эта сладость поцелуя), и в конфликтных (эх, понятие чести и долга) моментах повествования. Потому как - выстрел исподтишка и ножи в спину тоже поступки канонические. Все будет, как и положено в лирических эпосах: битвы и даже штурм, много крови и краткое умиротворение одной слезинки. И посему вторая арка повесть из жанра печальнейших на свете, по-японски сдержанная и оттого вдвойне к финалу грустная. Красота слога в разговоре, метафоричность и утонченность в ключевых моментах, драматические перипетии с непременной темой фатума, смерти и вечной жизни, после того как все мосты (ну или старинный замок мононоке) сожжены – все отсылает к романтизму. Опять шекспировские страсти и смятения душ, любовные треугольники и разлука и противоборство ей вопреки предсказаниям, воле властелинов и собственным страхам, и парящие в небесах соколы в финале. Классика, дамы и господа.
Третья арка надолго запоминается как замечательнейшая мещанина стилей и веяний, от сугубо японских до европейских (петухи на стенах отсылают прямо к ...). Гротеск и острый до злобы шарж в дизайне (красота и изящество не для всех, одни лица много стоят и заметно выделяют эти серии от предыдущих в «Аякаси»). Необычные методы анимации (работа с 2D и 3D, заливкой фонов и прочими техническими изысками) подстать сюжету раскрывается не сразу, по- нарастающей ярко, эффектно и прямо скажем на редкость остро. От изображения проникновения Bakeneko до фантасмагорической битвы после извлечения одного ЧУДесного меча одним аптекарем/следователем все жутко интересно и страшно изыскано. Третья арка как misfix из бытового и едкого юмора в начале трагикомической истории о свадьбе, перерастает в атмосферу ужаса со всеми вытекающими, выползающими и выпрыгивающими последствиями появления на свет ЧУДОвищного кота и к апогею предстает как жесточайшая драма, которая не сможет оставить равнодушным не одного зрителя. Именно финал этой детективной истории оставляет горьковатый привкус познания истины. Драма, дамы и господа – не проходите мимо, оно самое: приятное пополнение коллекции стоящей вещью.
|