ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ Last Exile: тем, кому важно, «что происходит в небе»
Аниме «Last Exile» может быть, на мой взгляд, оценено если не как шедевр (для этого ему чего-то, всё-таки, не хватает), то как вполне качественный образчик современной научной фантастики в жанре (или стиле?) «паропанк» (некоторые выделяют отдельно «дизельпанк», но это не существенно). Место действия — мир Престейл — продуман достаточно детально, а ваншипы и летающие корабли-крепости могут вызвать восторг у многих любителей авиации и воздухоплавания.
Думаю, было бы ошибкой пытаться проводить явные параллели с нашим миром. Достойна внимания и причудливая эклектика в выборе имён, названий, стилей одежды — всё это выбиралось во многих случаях не с целью указать на что-то «земное». Скорее, при выборе руководствовались эстетическими соображениями: важно было создать нужную атмосферу повествования или образ героя.
Наибольший интерес представляют не техника, и даже не сюжет 26-серийной повести, а действующие лица, весьма живо изображённые, а также некоторые общие идеи, которые были заложены её создателями — они могут быть извлечены при достаточно внимательном просмотре и рассуждении. И тогда «Last Exile» может стать поводом для размышления о достаточно важных вещах...
Многие персонажи достойны подробного разговора. Клаус — кому-то он может показаться «слишком правильным»: мол, в жизни таких не бывает. Но и ему, как и каждому из нас, присущи сомнения, колебания. Но всё это преодолевается тем, что руководит его поступками: чувством долга (поэтому он стремится выполнить то, что не удалось их с Лави отцам), желанием защитить слабого (Альвис, Лави...) и — главное — стремлением узнать, «что происходит в небе». Можно вспомнить, что об этом Клаус говорит в ответ на вопрос Татьяны о том, что его держит на «Сильване». Это стремление даже сильнее любви к полётам, которая, конечно, у него очень сильна. Часто ли мы руководствуемся такими мотивами? Увы, чаще мы предпочитаем свалить на кого-то груз ответственности (вспомним: Аль называют «грузом»...), лишь бы «ни во что не ввязываться». А ведь нам даже не грозит постоянная опасность, как Клаусу... Он не таков — именно поэтому ему дана столь важная миссия. И хотя в общей игре он кажется всего лишь пешкой — этой пешке отведена ключевая роль.
Лави в чём-то похожа на Клауса. В чём-то — но не во всём. И достойно внимания то уважение к его выбору, которое она проявила, когда он решил остаться на «Сильване». Да, она не сможет быть его навигатором какое-то время — что ж, она всё равно будет помогать ему! Увы, нам свойственно чаще всего другое: желание настоять на своём, навязать ближнему своё видение ситуации, на наш взгляд — более правильное...
Альвис — девчушка одиннадцати лет. В первых сериях она похожа на испуганного зайчонка, она — пассивный «груз», но по мере развития сюжета Аль становится одним из главных героев, неожиданно проявляя сильный характер. Можно поразмышлять, как сказалось на этом отношение к ней других персонажей — в частности, тех же Клауса и Лави. Ведь как важно не рассматривать человека с точки зрения его «полезности», а видеть в нём личность — даже если это ребёнок. Кстати, возраст остальных главных героев тоже не велик. Это даёт возможность порассуждать на тему особенности подросткового периода в жизни человека. Именно в эти годы ему легче всего делать крутые повороты в своей судьбе, меняться самому, а в какую сторону — зависит от того, какой пример он увидит, кто будет для него авторитетом.
Алекс Роу, капитан «Сильваны», чем-то напоминает и жюльверновских капитана Немо с Робуром-завоевателем и графа Монте Кристо, одержимого идеей возмездия. Эта жажда мести, которую ему порой трудно преодолеть, является его внутренней трагедией. Увы, она стала для него чуть ли не смыслом жизни — Лави заметила это, сказав Клаусу, что Алекс смотрит на небо не так, как он. Он ведь говорит, что всё, на чём держится его жизнь — это желание уничтожить Дельфину, отомстить за смерть невесты. И когда ему это удалось, он, наконец, прозревает, глядит на очищающееся небо новыми глазами (одними из последних его слов были: «В небо» или «Небо»)... Одно из важнейших действующих лиц фильма — Дио Эраклеа, наследник гильдийского престола. Как он разительно отличается от своей сестры, Дельфины! Это самый динамично меняющийся персонаж. В первых сериях его роль — отрицательна, он вызывает явную антипатию. Но в дальнейшем он раскрывается с стороны, совсем неожиданной — даже и для него самого. Этот избалованный гильдийским воспитанием подросток оказывается верным другом, он обнаруживает, что жизнь людей «низшего сорта» на самом деле лучше рафинированного бытования членов Гильдии. Особенное значение тут имело празднование дня рождения, которое ему устроили на «Сильване» — Дио был искренне тронут! Вот ведь как важно, оказывается, проявить хоть небольшие знаки внимания к ближнему — это может изменить всю его жизнь.
А ещё Дио понимает ценность личности, личностности — в т.ч. и своей. И как горько становится, когда его всё-таки форматируют по гильдийскому образцу... В последней серии фильма под действием феномена «дежа вю» Дио обретает вновь свою память, становится прежним Дио. Впрочем, не прежним — лучшим его, ведь опыт общения с экипажем «Сильваны» не прошёл даром. И в тот момент, когда Дио в отчаянии зовёт Люсиоллу, думая, что тот выпрыгнул из ваншипа по его приказу, лицо его по-настоящему прекрасно. Погиб Дио или нет (зрителю оставлена возможность выбора точки зрения) — в эти мгновения он, видимо, переосмыслил свою жизнь, покаялся — как ни тривиально это звучит. Ведь покаяния — это и есть коренной внутренний разворот человека. Дио был и равнодушным игроком, как кошка с мышкой игравшим с Клаусом в воздушном бою, и бездушным биороботом, разящим налево и направо своих родственников в борьбе за право стать королём Гильдии. Но здесь он обрёл свою душу — Люсиолла, его друг, стал для него важнее его собственной жизни...
Люсиолла заслуживает отдельного внимания. Это и верный до смерти слуга своего господина — но не только! Как важно для него то, что Дио назвал его своим другом — а ведь в глазах Дельфины он был просто вещью, которую можно подарить. Как важно вне зависимости от своего положения в жизни уметь видеть в другом если не друга, то хотя бы человека...
Можно ещё долго говорить о различных (порой довольно важных) вопросах, затронутых в фильме, но я лишь бегло их перечислю. Это и социальное расслоение общества даже внутри империи Анатоль: одни голодают и пьют воду низшего качества, а у других — особняки и фонтаны (причём это даже у лучших представителей «высшего общества»).
Это и проблемы войны и мира: в фильме ярко показано, насколько бессмысленны, при взгляде со стороны, войны Анатоля и Дизита (Востока и Запада) — ведь всё можно решить мирным путём, а война выгодна лишь «третьей силе», Гильдии. Тут и умение видеть друзей во вчерашних врагах, столь непонятное многим людям... Это и встающий в таком свете вопрос: в чём же состоит истинная рыцарская честь? В том, чтобы отправить на бессмысленную бойню всех до последнего солдат — или в том, чтобы уметь признать своё поражение и сохранить жизни людей, ценные сами по себе? (Кстати, этот вопрос весьма близок японцам, побеждённым во Второй мировой войне...) Это и вопрос о личной чести: возможно ли разрешение споров путём дуэли? Алекс Роу, пусть и не по своей инициативе, становится виновником гибели целого экипажа огромного судна отнюдь не в боевых условиях...
Это и страсть к деньгам, бывшая причиной гибели Джанкарло. Хорошо показана и вся подоплёка игорного бизнеса, построенного на жажде наживы и других страстях. Это и проблема гордости и тщеславия. Татьяна Висла, привыкшая быть во всём первой, надменно смотрит на всех окружающих. Что ж — с ней происходит то же, в чём она обвиняла Лави — она теряет сознание во время боевой операции, что чуть не приводит к гибели её и Клауса. Осознав это и найдя в себе силы преодолеть свою гордость и принять, как должно, помощь и заботу Клауса, она становится вполне нормальным человеком.
Это и нелёгкий выбор Софии — как сложно оперделить: какое решение будет правильным в данной ситуации! Как сложно пойти на конфликт с любимым человеком (Алекс, да и император — её отец...), руководствуясь высшими соображениями! ..
Это и проблема осознания своего пути: Муллин (Моран) Шетланд, наконец, находит его, выбирая не то место, где лучше, а где он нужнее — сражаясь за правое дело плечом к плечу со своими друзьями и возлюбленной. Впрочем, об этом персонаже можно сказать ещё многое — ведь он является своего рода олицетворением рядового солдата всех времён и народов, называемого страшными словами — «пушечное мясо»...
Но, на мой взгляд, ключевой темой фильма является (не)равнодушие. Именно равнодушие Дельфины и других гильдийцев (не всех, конечно) привело к трагической войне и остальным бедам. И именно неравнодушие Клауса и многих других оказалось спасительным. Гильдия — парадоксальный пример нетоталитарного «мирового правительства». Выражение: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» — к сожалению, часто, оказывается справедливым. Но для тоталитарных режимов свойственно контролировать мельчайшие стороны жизни своих граждан, а гильдийцам до многих вещей вообще нет дела. Увы, именно равнодушие-эгоизм-гедонизм становятся движущими силами современного общества. Тем важнее умение сохранить данное Богом желание узнать, «что делается в небесах»...
|