World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (102)
 - компании (3)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Russell
Bartuk 707
Cjlecap
Zakery070
Contributor
LMB 10000
TheFox



вернуться на страницу аниме «Изгнанник [ТВ-1]» | вернуться на страницу комментариев



AlexanderAP | СА?: 1 год 9 месяцев | отзывов 3, их сочли полезными 5 раз 2009.12.03

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Last Exile: тем, кому важно, «что происходит в небе»

Аниме «Last Exile» может быть, на мой взгляд, оценено если не как шедевр (для этого ему чего-то, всё-таки, не хватает), то как вполне качественный образчик совре­менной научной фантастики в жанре (или стиле?) «паропанк» (некоторые выделяют отдельно «дизельпанк», но это не существенно). Место действия — мир Престейл — продуман достаточно детально, а ваншипы и летающие корабли-крепости могут вы­звать восторг у многих любителей авиации и воздухоплавания.

Думаю, было бы ошибкой пытаться проводить явные параллели с нашим миром. Достойна внимания и причудливая эклектика в выборе имён, названий, сти­лей одежды — всё это выбиралось во многих случаях не с целью указать на что-то «земное». Скорее, при выборе руководствовались эстетическими соображениями: важно было создать нужную атмосферу повествования или образ героя.

Наибольший интерес представляют не техника, и даже не сюжет 26-серийной повести, а действующие лица, весьма живо изображённые, а также некоторые общие идеи, которые были заложены её создателями — они могут быть извлечены при до­статочно внимательном просмотре и рассуждении. И тогда «Last Exile» может стать поводом для размышления о достаточно важных вещах...

Многие персонажи достойны подробного разговора.
Клаус — кому-то он может показаться «слишком правильным»: мол, в жизни таких не бывает. Но и ему, как и каждому из нас, присущи сомнения, колебания. Но всё это преодолевается тем, что руководит его поступками: чувством долга (поэтому он стремится выполнить то, что не удалось их с Лави отцам), желанием защитить слабого (Альвис, Лави...) и — главное — стремлением узнать, «что происходит в небе». Можно вспомнить, что об этом Клаус говорит в ответ на вопрос Татьяны о том, что его держит на «Сильване». Это стремление даже сильнее любви к полётам, которая, конечно, у него очень сильна. Часто ли мы руководствуемся такими моти­вами? Увы, чаще мы предпочитаем свалить на кого-то груз ответственности (вспо­мним: Аль называют «грузом»...), лишь бы «ни во что не ввязываться». А ведь нам даже не грозит постоянная опасность, как Клаусу... Он не таков — именно поэтому ему дана столь важная миссия. И хотя в общей игре он кажется всего лишь пеш­кой — этой пешке отведена ключевая роль.

Лави в чём-то похожа на Клауса. В чём-то — но не во всём. И достойно внима­ния то уважение к его выбору, которое она проявила, когда он решил остаться на «Сильване». Да, она не сможет быть его навигатором какое-то время — что ж, она всё равно будет помогать ему! Увы, нам свойственно чаще всего другое: желание на­стоять на своём, навязать ближнему своё видение ситуации, на наш взгляд — более правильное...

Альвис — девчушка одиннадцати лет. В первых сериях она похожа на испуган­ного зайчонка, она — пассивный «груз», но по мере развития сюжета Аль становит­ся одним из главных героев, неожиданно проявляя сильный характер. Можно пораз­мышлять, как сказалось на этом отношение к ней других персонажей — в частности, тех же Клауса и Лави. Ведь как важно не рассматривать человека с точки зрения его «полезности», а видеть в нём личность — даже если это ребёнок. Кстати, возраст остальных главных героев тоже не велик. Это даёт возможность порассуждать на тему особенности подросткового периода в жизни человека. Именно в эти годы ему легче всего делать крутые повороты в своей судьбе, меняться самому, а в какую сторону — зависит от того, какой пример он увидит, кто будет для него авторитетом.

Алекс Роу, капитан «Сильваны», чем-то напоминает и жюльверновских капита­на Немо с Робуром-завоевателем и графа Монте Кристо, одержимого идеей возмез­дия. Эта жажда мести, которую ему порой трудно преодолеть, является его внутрен­ней трагедией. Увы, она стала для него чуть ли не смыслом жизни — Лави заметила это, сказав Клаусу, что Алекс смотрит на небо не так, как он. Он ведь говорит, что всё, на чём держится его жизнь — это желание уничтожить Дельфину, отомстить за смерть невесты. И когда ему это удалось, он, наконец, прозревает, глядит на очищаю­щееся небо новыми глазами (одними из последних его слов были: «В небо» или «Небо»)...
Одно из важнейших действующих лиц фильма — Дио Эраклеа, наследник гиль­дийского престола. Как он разительно отличается от своей сестры, Дельфины! Это самый динамично меняющийся персонаж. В первых сериях его роль — отрицатель­на, он вызывает явную антипатию. Но в дальнейшем он раскрывается с стороны, со­всем неожиданной — даже и для него самого. Этот избалованный гильдийским вос­питанием подросток оказывается верным другом, он обнаруживает, что жизнь лю­дей «низшего сорта» на самом деле лучше рафинированного бытования членов Гильдии. Особенное значение тут имело празднование дня рождения, которое ему устроили на «Сильване» — Дио был искренне тронут! Вот ведь как важно, оказыва­ется, проявить хоть небольшие знаки внимания к ближнему — это может изменить всю его жизнь.

А ещё Дио понимает ценность личности, личностности — в т.ч. и своей. И как горько становится, когда его всё-таки форматируют по гильдийскому образцу... В последней серии фильма под действием феномена «дежа вю» Дио обретает вновь свою память, становится прежним Дио. Впрочем, не прежним — лучшим его, ведь опыт общения с экипажем «Сильваны» не прошёл даром. И в тот момент, когда Дио в отчаянии зовёт Люсиоллу, думая, что тот выпрыгнул из ваншипа по его приказу, лицо его по-настоящему прекрасно. Погиб Дио или нет (зрителю оставлена возмож­ность выбора точки зрения) — в эти мгновения он, видимо, переосмыслил свою жизнь, покаялся — как ни тривиально это звучит. Ведь покаяния — это и есть корен­ной внутренний разворот человека. Дио был и равнодушным игроком, как кошка с мышкой игравшим с Клаусом в воздушном бою, и бездушным биороботом, разящим налево и направо своих родственников в борьбе за право стать королём Гильдии. Но здесь он обрёл свою душу — Люсиолла, его друг, стал для него важнее его собствен­ной жизни...

Люсиолла заслуживает отдельного внимания. Это и верный до смерти слуга своего господина — но не только! Как важно для него то, что Дио назвал его своим другом — а ведь в глазах Дельфины он был просто вещью, которую можно пода­рить. Как важно вне зависимости от своего положения в жизни уметь видеть в дру­гом если не друга, то хотя бы человека...

Можно ещё долго говорить о различных (порой довольно важных) вопросах, за­тронутых в фильме, но я лишь бегло их перечислю.
Это и социальное расслоение общества даже внутри империи Анатоль: одни го­лодают и пьют воду низшего качества, а у других — особняки и фонтаны (причём это даже у лучших представителей «высшего общества»).

Это и проблемы войны и мира: в фильме ярко показано, насколько бессмыслен­ны, при взгляде со стороны, войны Анатоля и Дизита (Востока и Запада) — ведь всё можно решить мирным путём, а война выгодна лишь «третьей силе», Гильдии. Тут и умение видеть друзей во вчерашних врагах, столь непонятное многим людям...
Это и встающий в таком свете вопрос: в чём же состоит истинная рыцарская честь? В том, чтобы отправить на бессмысленную бойню всех до последнего сол­дат — или в том, чтобы уметь признать своё поражение и сохранить жизни людей, цен­ные сами по себе? (Кстати, этот вопрос весьма близок японцам, побеждённым во Второй мировой войне...)
Это и вопрос о личной чести: возможно ли разрешение споров путём дуэли? Алекс Роу, пусть и не по своей инициативе, становится виновником гибели целого экипажа огромного судна отнюдь не в боевых условиях...

Это и страсть к деньгам, бывшая причиной гибели Джанкарло. Хорошо показа­на и вся подоплёка игорного бизнеса, построенного на жажде наживы и других страстях.
Это и проблема гордости и тщеславия. Татьяна Висла, привыкшая быть во всём первой, надменно смотрит на всех окружающих. Что ж — с ней происходит то же, в чём она обвиняла Лави — она теряет сознание во время боевой операции, что чуть не приводит к гибели её и Клауса. Осознав это и найдя в себе силы преодолеть свою гордость и принять, как должно, помощь и заботу Клауса, она становится вполне нормальным человеком.

Это и нелёгкий выбор Софии — как сложно оперделить: какое решение будет правильным в данной ситуации! Как сложно пойти на конфликт с любимым челове­ком (Алекс, да и император — её отец...), руководствуясь высшими соображениями! ..

Это и проблема осознания своего пути: Муллин (Моран) Шетланд, наконец, на­ходит его, выбирая не то место, где лучше, а где он нужнее — сражаясь за правое дело плечом к плечу со своими друзьями и возлюбленной. Впрочем, об этом персо­наже можно сказать ещё многое — ведь он является своего рода олицетворением ря­дового солдата всех времён и народов, называемого страшными словами — «пушеч­ное мясо»...

Но, на мой взгляд, ключевой темой фильма является (не)равнодушие. Именно равнодушие Дельфины и других гильдийцев (не всех, конечно) привело к трагиче­ской войне и остальным бедам. И именно неравнодушие Клауса и многих других оказалось спасительным. Гильдия — парадоксальный пример нетоталитарного «мирового правительства». Выражение: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» — к сожалению, часто, оказывается справедливым. Но для тоталитарных режимов свойственно контролировать мельчайшие стороны жизни своих граждан, а гильдийцам до многих вещей вообще нет дела. Увы, именно равно­душие-эгоизм-гедонизм становятся движущими силами современного общества. Тем важнее умение сохранить данное Богом жела­ние узнать, «что делается в небесах»...


+1Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура