"Небесный замок Лапута" я смотрела в кинотеатре, смотрела в очень хорошей компании...может, это в значительной мере и повлияло на мои впечатления от фильма. Так что если кому-то моё отношение к этому аниме покажется слишком восторженным, сделайте на это скидку. Во-первых, герои...Их характеры прорисованы настолько же живо, тщательно и убедительно, насколько бесподобна и графика Хаяо Миядзаки. При этом характеры некоторых второстепенных персонажей ( будь то старичок, которого Сита и Пазу встречают в подземелье, пираты, особенно когда они помогают Сите готовить обед, и уж конечно пиратская атаманша) настолько яркие и запоминающиеся , да ещё высвечены добродушным юмором, что конкурируют с личностями главных героев. Ну а главных героев, как это водится, двое - мальчик Пазу из шахтёрского посёлка и девочка Сита с особой и не сказать чтобы всегда очень приятной судьбой, поскольку, как это часто случается в подобных историях, слишком много знает... (вижу, не удержусь от спойлеров) точнее, если постарается, может вспомнить кое-что из древних и очень важных знаний, которые много кто совсем даже не прочь заполучить. Вот и гоняются за ней всякие, а Пазу, как истинный рыцарь, всё помогает ей, чем только может. Хотя, как это уже видно почти с самых первых кадров, девочка и сама не из тех, кто привык сразу сдаваться - чего стоит тот момент, когда она даёт Муске бутылкой по голове. У Миядзаки( в отличие от Такахаты ), как правило, героиня выдвигается на самый первый план.Мой ему реверанс. И для Пазу появление Ситы окутано ореолом волшебства, сказочности - она спускается с небес с таинственно светящимся камнем на шее, как падучая звезда. Но и тут не переборщили со сказкой- как только девочка оказывается у Пазу на руках, камень перестаёт действовать, и бедный мальчик шатается под внезапно появившимся весом. Искорка юмора ровно в тот момент, когда это нужно. Вообще всё в "Лапуте" удивительно гармонично, органично сочетается друг с другом. Есть периоды отдыха, дружеских разговоров, шуток и смеха. Но экшена, зрелищности тоже хватает, сюжет начинает развиваться стремительно с самого начала. Честно говоря, у меня слово "Лапута" ассоциируется с приключениями Гулливера, и я боялась, что будет экранизация Свифта, но всё оказалось иначе.Сразу возникает множество вопросов, на которые зрителю будут отвечать по ходу дела, постоянно подогревая его любопытство, но в конце всё равно останется ощущение недосказанности. Повороты сюжета часто неожиданны и непредсказуемы, интрига лихо закручена. Так, пираты, казавшиеся сначала главными врагами, оказываются затем довольно безобидными, слегка гротескно изображёнными существами. Ни одной секунды я не скучала, не хотелось отрываться от экрана. Есть в этом фильме ландшафты, летающий остров Лапута, бесконечно красивый и загадочный. Есть дирижабли, мухолёты и прочие летательные средства, так что поклонников стимпанка не придётся долго уговаривать восхищаться - будут смотреть и пускать слюнки. Но есть и танки и ещё множество орудий смерти , бессердечные военные , холодный и безжалостный Муска, стремящийся к захвату власти над миром. Это отнюдь не надуманные проблема, о таком мы слышим каждый день по телевизору, это действительно угрожает существованию всего живого на Земле - вот где суровая реальность вторгается в милую сказку. Тематика произведения очень широка, невозможно загнать её в рамки какой-то одной-политической ли, психологической или приключенческой. С таким же успехом можно было бы спросить:о чём жизнь? Ибо фильм этот многоплановый и сложный, как сама жизнь, он одновременно и принадлежит нашему миру, и выводит за его пределы, невероятно расширяя горизонты. Но особенно, пожалуй, подчёркивается экологическая тема, которую Миядзаки потрясающе раскрыл также в "Навсикае" и "Принцессе Мононоке". В конце зримо ставится вопрос: что важнее-тенника, созданная руками человека и часто служащая разрушению, или природа, истоки, корни человеческого существования, естественная среда его обитания, живой листочек на могучем дереве? Ответ на этот вопросвыглядит довольно убедительным. Конечно, это не означает , что всю технику надо разломать-многим из нас уже сложно обойтись без наших четвероугольных плоскоэкранных друзей. Но вот использовать её в жестоких целях... Часто говорят, у Миядзаки нет "плохих" героев. Однако тут военные и Муска показаны такими, что их гибель сочувствия не вызывает - скорее торжество по поводу справедливого возмездия. А дуэль (психологическая) Муски и Ситы в финале. на мой взгляд, одна из самых мощных сцен во всей истории аниме.Какой контраст между губителями, для которых нет ничего святого, и Ситой с Пазу, готовыми отдать жизнь, лишь бы не дать захватчикам завладеть оружием исчезнувшей цивилизации - и потому побеждающими. Мне понравилось даже больше. чем "Унесённые призраками" и "Ходячий замок" - там зло в основном имело аморфную форму тёмной грязи. Да, многие считают, что так удачно изображать... Но у человека, предавшегося злу, может быть вполне определённое лицо. И внешность обманчива- поглядите, какой холёный, ухоженный вид у Муски, красивый костюм! Но от его дел -мороз до костей...Точно также и многие политики, несмотря на солидный вид... Ладно, пора кончать, а то такое напишу, что посадят , Не буду принимать снисходительный вид знатока и говорить:"10/10". Это не просто выше оценок, это вне, как и любое чудо. И анализировать больше не хочу, чтоб не разрушить очарование. Всё, что хочется- это стоять и слушать звучащую в конце мелодию, в то время как чудесный остров продолжает своё путешествие в необозримой голубизне.
|