ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ Сладка не та месть, которая убивает врага, а та, которая несет жизнь истинному другу. Маргарита Наваррская
Тема мести была актуальна всегда. И по сей день миллионы людей - от мала до велика мучаются вопросом: правильно или неправильно мстить обидчику? Если неправильно, то почему, а если правильно, то не безнравственно ли? Наверное, все-таки именно этот вопрос поднимается в на первый взгляд немного банальном мистическом аниме – триллере «Когда плачут цикады». Конечно, можно долго и нудно разглагольствовать на тему сюжета и «совершенно идиотской» режиссерской находке о перевоплощении кавайных школьниц в матросках в беспощадных убийц. Причем, серийных. Но, можно и попробовать разглядеть в этом сериале и его основную мысль. Японцы, в отличие от американцев, крайне редко снимают фильмы «просто так», «на потребу почтенейшей публике». И я считаю, в «Цикадах» поднимается именно тема мести. Мести врагу. Мести предателю. Мести жестокой Жизни. И последствиям этой страшной реалии. А теперь давайте посмотрим, как же это все показано в фильме. Так уж получилось, что «Когда плачут цикады» - аниме, целиком и полностью построенное на контрастах. Основной из них –конечно же, пресловутый «кавай – жестокость». Вот тут бы мне очень хотелось припомнить слова Анастасии Розановой: «Японцы одними из первых научились представлять ужасное прекрасным». В «Когда плачут цикады» совсем наоборот! Режиссер отходит от классического сценария (например, убийство на фоне цветущей сакуры), выворачивая его наизнанку: теперь уже «наивные» умилительные большеглазки берут в руки мачете или что пострашнее и идут искать крайнего. Не менее интересен контраст «лес – свалка». В мрачноватом но относительно тихом лесу (в нем, я имею в виду в самом лесу, а не в подземном «гестапо» семьи Сонодзаки, вершили суд над «неугодными» реже всего) лишь плакали те самые цикады (у японцев, предвестники опасности, по мне, так они аж голосили! ), в то время как на свалке происходили и «дела страшные», и добыча оружия. Кстати, свалка в «Цикадах» - ну прямо оружейный склад! И секира тебе там, и черт в ступе – бери не хочу. Да даже сама мирная деревенька Хинамидзава и противопоставленные ей языческие обряды наказаний… А теперь к главному: к мести. Считается, что мстить – грех. Какой бы ужасной и непростительной не была обида, мстя, ты очерняешь себя. Тем не менее, когда с такой обидой сталкиваются люди возраста Рены со товарищи (14 -15 лет), им пережить ее невозможно. И я прекрасно понимала их желание «пусть ему(ей) будет так же больно, как было мне! ». И, причем, не просто «так же больно», а в квадрате! В кубе! Чтобы навсегда запомнил(-а), чтобы даже на том свете не повадно было! .. Увы, как бы жестоко это ни звучало, но месть, иногда, - единственный способ вразумить людей, слишком много позволяющих себе играть на чувствах других. Это доказывает нам новелла «Демон», рассказывающая о несчастной наследнице клана якудза, Сион Сонодзаки. Ужас охватывает, когда смотришь на все её деяния после смерти ее возлюбленного Сатоси, которую ускорили родственники-авторитеты! Ужас вовсе не из-за пыток или их орудий, а от осознания того, что кроме самих обидчиков пострадали и совершенно невинные люди! И кончается все не менее плачевно…А сначала девушка всего-то хотела быть с любимым человеком! Или взять хотя бы историю Рены. Тут уж, казалось бы, случай полностью себя оправдывающий: особы, как несостоявшаяся мачеха Рены, по моему мнению, только такой участи и заслуживают! Но, опять же, ладно, мошенница, но школа и одноклассники-то тут причем? Начиналось все…ну не то чтобы за здравие, но по крайней мере оправданно, закончилось же терактом с захватом школы. Особо нравственные, конечно, могут возопить: «Как она могла! ..Она не имела права! ..Секирой махать - последнее дело! ..» и тыры-пыры. Я к их числу не отношусь и поэтому рассуждаю здраво. В этом сериале нельзя никого либо обвинять, либо оправдывать. Хватит с нас максимализма самих персонажей! Можно лишь надеяться, что все не зайдет слишком далеко. Вот она, основная мысль сериала: в своей мести не заходите слишком далеко! Наверное, месть считается грехом именно из-за того (как-то Рассел Джонс уже высказал эту мысль в «Тетради Смерти»), что начиная мстить, ты уже не можешь остановиться. Кажется, что виноваты не только «получившие сполна» но и все, кто мало-мальски с ними связан. Согласна, остановиться действительно трудно, но человек, он на то и высшее природное создание, чтобы вовремя говорить себе: «Стоп! ». Конечно, глупо требовать этого от обычных четырнадцатилетних девочек со сломанными судьбами, но утешает, что у большинства этих девочек все же есть верные друзья, способные в один прекрасный момент сказать: «Вот когда опустишь секиру, тогда будет все кончено! » Относительно технической части фильма. Музыка подобрана великолепно! Каждая из песен: и опенинг, и эндинг очень точно передают смысл сюжета сериала. Эндинг, даже, по-моему, еще точнее. Графика и анимация, действительно, несколько упрощены, но основные эмоции персонажей переданы, порой даже слишком хорошо. Ну и напоследок еще раз вернусь к сюжету. Как бы невероятно это ни звучало, но в «Когда плачут цикады» крайне мало мистики. Кроме недосказанной истории про полудемонов, к которым якобы относились героини и страшилки про паразитов там в принципе больше ничего такого нет. Так может перестать уже ссылаться на мифического Оясиро –сама, который по злобе своей, убивает всех, кого не лень и начать находить всему реальное объяснение? Ну вот, пожалуй, и все. Признаюсь, я перед первым просмотром этого аниме не ждала от него ничего стоящего. Но теперь могу сказать абсолютно точно: «Когда плачут цикады» - это гораздо больше, чем «обычный американизированный ужастик про девочек-убийц»!
|