«Когда устанешь, ты путник, бродить среди человеческого отчаянья и недальновидных людских поступков, то садись удобнее на каменистом берегу у кромки молодого леса и посмотри, как пробегает рябь по глади озерца. И, тогда, быть может, в нем промелькнет тень сома с травяной короной, и это будет означать нечто большее, чем просто необычная рыба...»
(из ненаписанной книги: «1001 история о растворении в потоке бытия»)
«Mushishi» - лица и личности, встречи и расставания, взаимосвязь и равноценная отдача, пусть даже путем рикошета, всего живого, и того, что выходит из ряда вон, за границы обычного восприятия.
«Мастер Муси» - любопытный, но отнюдь не праздный взгляд со стороны на множество явлений, пластов культуры и слои мифов и загадки за ними сокрытые.
Здесь подчас ответы на поставленные вопросы оказываться куда более пугающими, чем страшные истории, рассказанные кровожадной лунной ночью у костра. Он, как и особа по имени Гинко, будет особо притягателен для зрителя - своей особой меланхоличной дисциплинированностью духа. Сочетает в себе записки следователя, зоркие наблюдения врача и воспоминания экстрасенса, способного увидеть обыденное в необычном и видимое в тайном.
До бесконечности долго можно смотреть на текущую воду, на горящий огонь, и на… людей в «Mushishi». На похожих, словно братья и сестры, героев сериала, с которыми встречается, проходя через глушь лесных чащоб и обжитые островки деревень все 26 серии мусивед Гинко.
Он бредет неспешно, совершая короткие привалы и непродолжительные остановки. Делает свою работу и записи в дневниках-свитках, оставляет зарубки на древе жизни. Путник, в чем-то целитель, отчасти эколог, и почти всегда обладатель небесполезного любопытства с неизменным ящиком за спиной, и с таким же невозмутимым выражением пытливости на лице. Не поленись обратить внимание на такого, и того гляди, сам сможешь чему-то научиться от беловолосого энтомолога инфернальности, одноглазого врачевателя душ и тел человеческих.
Тем более этот сериал - не только о пасторальной красоте японских пейзажей, о дикой изящности ландшафтов, о цветастости молодящегося лета, прелести увядания осени, суровой красоте зимы и ренессансе юной весны. Это даже не своеобразный мистический детектив, лишенный преступников, но с массой виновников и без вины виноватых. Самое главное – он способ взглянуть через внутренний взор на нечто пугающее правдоподобное и по-философски иносказательное, сокрытое под тонкой кожицей мистерии и толстой оболочкой многоликой притчи.
Сконцентрируйтесь на своих ощущениях, доверьтесь неспешному, как ровное дыхание медитирующего - ритму сюжета «Mushishi». И тогда, отрешившись от увиденного прежде, постепенно привыкаешь к полумраку синтоизма и туману восточной мистики. И вот спустя N-ное количество концентрированных созерцаний -многое становится гораздо ближе и куда отчетливее для понимания.
С каждой новой историй соприкосновения муси и людей, с каждым пройденным шагом по доселе нехоженым тропам Мироздания, с каждым излеченным недугом - ты сам уже готов прикоснуться к самой сути и смыслу медитации, попасть в резонанс. Без которого трудно найти мир и покой в душе, и уж тем паче очистится от греха необдуманного поспешательства, приобрести частицу понимания старых, как наш мир истин.
Тетрадрахму вечных знаний о мире, которая вечно заключена в нас самых, мимо которых мы нередко проходим - даже не замечая. Идя изо дня в день вперед, не успевая оглянуться, спеша на соседний сокрытый туманом дальний берег будущего, не в силах покинуть свой бамбуковый лес прошлого, перейти через свою пропасть настоящего и, наконец, хотя бы на краткий час вернуться к истокам Бытия.
Постепенно, серия за серией, капля за каплей начинает обрисовываться в лицах и поступках героев в деталях и подробностях - понятное и доступное каждому человеку, не смотря на различия национальных и религиозных предпочтений.
«Мастер Муси» - размеренный, ведь вечности чужда суетливость смертных, рассказ о людях дерзающих быть и жить, борющихся с искушениями, своими страданиями и страхами, вопреки слабостям и супротив сверхъестественных сил, записывая истории чужих жизней и закрывая глаза, чтобы не видеть своей.
Умирая и возрождаясь, несут они свою карму, преодолевая себя или убегая во тьму кошмаров, оставляя свой след не только на павшей листве, но и в душах любимых. Люди, жертвуют частью себя и теряют неизмеримо больше - чем глаз или воспоминания о прошлом, заменяют любимого его подобием, упрямо видя в нечеловеческом ребенке собственное отражение. И заплатив сполна за урожай жизнью чужой или своей, они вновь выходят работать на рисовые поля, прокладывая борозды ежедневных забот и выжигая сорняки сомнений, и, как и прежде пропуская нечто очень важное мимо себя.
Они слишком привязаны за все ценное, что имеют, слишком многое бояться потерять, слишком многое не ценят именно сейчас. Только, бродяга и исследователь Гинко с незамутненным взглядом постороннего способен им помочь… Не только увидеть, а скорее понять, что муси отнюдь не носители зла, но силы природы, их надо знать и следует понимать, учиться пройти мимо, не потревожив, позволяя им двигаться в великом потоке жизни, не отвлекая необдуманно, себе на беду и на своих близких.
Муси - отзвук естества, отголосок жестокой и милосердной природы - прародительницы, вечно стремящейся к балансу между мгновением и вечностью, бурей и штилем, сезонами урожая и временем холодов.
|