World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (74)
 - компании (1)
 - связки


 На сайтах
 - ANN
 - AniDB
 - Сетка вещания
 - Allcinema
 - seesaa


 Википедия
 - Wikipedia
 - Википедия
 - ウィキペディア


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Субтитры
 - субтитры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
irenika
DarkFlux
Arietta
ACTIONFENIX
Kibernavt
Flying Dutchman
step



вернуться на страницу аниме «Эрго Прокси» | вернуться на страницу комментариев



alphyna | СА?: 2 года 9 месяцев | отзывов 68, их сочли полезными 939 раз 2008.10.13

При первом просмотре "Эрго Прокси" я подумала: ух ты, прикольно глюки отрисованы.
При втором — ух ты, да тут и сюжет есть.
При третьем...

В общем, сейчас я попробую объяснить, почему всё же считаю это аниме гениальным.

"Эрго Прокси" — аниме про уход из порочного круга, пробуждение, бунт. Потому и начинается оно как классическая киберпанковая антиутопия — но это отвлекающий манёвр, и важно в него не поверить. Красивый, упорядоченный, загнивающий Ромдо — не более чем калька, шаблон — как и законы, принципы или воспоминания в головах героев. И, в сущности, на протяжении двадцати трёх серий нам показывают разные способы избавления от оных, выводя в итоге — смешно, но факт — простые и прозрачные морали: эскапизм тебя не спасёт, нонконформизм тебя не спасёт (что бунтуй, что не бунтуй — всё равно... эээ, всё развалится), ты не должен полагаться только на себя и на логику, потому что разгадка может выскочить из самого неожиданного места, в самом неожиданном костюме и вообще на четырёх сотнях пьяных кроликов.

В "Эрго Прокси" — отличный сценарий. Согласна, при первом просмотре начальные серии кажутся несколько заунывными, однако, когда знаешь, что к чему, изумляешься, как много всего нам в них показали. И сюжет там отличный — сложный и с кучей деталей, без единого нелогичного поступка, просто ими не тыкают зрителю в лицо. У одного из героев на глазах погибают жена и дочь, но мы осознаём это дай бог к концу просмотра, а то и сильно после, а осознав — понимаем, как сильно это повлияло на его дальнейшие действия. А всё потому, что он не начинает рвать на себе рубашку и биться головой о стены, а реагирует, внезапно, как взрослый человек. То есть продолжает выполнять свою работу.

То же и с рефлексией. Да, её много. Тема, чего уж там, располагает — забывшее себя существо... и — да, я скажу это! — она сделана отменно. Очень образно и очень уместно. В смысле — хоть это и не очевидно, но перед нами не страдающая интеллигенция, которую хлебом не корми — дай отрефлексировать своё бытие, не до всех с первого раза доходит, что длинная и безысходная тирада Винсента из "Офелии" произносится вовсе даже и не Винсентом, и нечего ему приписывать все эти слова. (О боже, а ведь я своими руками писала, что, мол, треть происходящего — просто глюки. Позор глупой мне! ) Да, прокси мыслящие существа. Способные чувствовать, любить, ненавидеть, страдать — и созданные только для смерти. Как и люди, в принципе, с одним только но... мы не имеем даже потенциального шанса побороть смерть.

Они — имеют.

А вообще, всё, о чём я тут пишу, — следствия. Скажу даже больше: все эти шуточки типа Дерриды в виде героя, могилы автора в кадре, говорящести имён и проч. — тоже не самое главное.

На самом деле гениальным "Эрго Прокси" делают две вещи. Форма подачи и герои.

Форма подачи филигранна, она сама по себе не даёт заскучать. Серии скачут из жанра в жанр, то уходя в глубокий постмодернизм и заигрывание со зрителем, то — в классический триллер, или драму, иди комедию. В принципе, с середины повествования мы сталкиваемся со схемой "одна серия — один прокси". Знакомо, факт. Только прокси куда разнообразней многочисленных поштучных врагов из прочих аниме, и кроме того — каждый из них создаёт свой мир. Поэтому повествование кажется сюрреалистичным — ну в самом деле, из огромного, пустого и жутко мрачного города герои попадают на телешоу, а из огромного парка развлечений — в кошмарный психиатрический сон. И что мне, опять же, нравится — так это что на самом деле ни грамма сюрреализма нет. Все эти прыжки из жанра в жанр и из настроения в настроение — объяснены вселенной действия сериала.

Зачастую в начале серии показывают что-то совсем странное — настолько, что первый возникающий вопрос: а я вообще то включил? Потом оказывается — да, то. И жуткий триллер с раздвоениями личности — объясняется, и ведущий шоу оказывается прокси, и при этом каждая серия остаётся самодостаточной, в каком-то смысле — замкнутой на самой себе. Ну, может, не каждая, иногда они держатся кучками по 2-3. Такая фрагментированная подача позволяет кидать зрителя из одного настроения в другое, вот вам пафосный и упорядоченный Ромдо, и тут же — через три серии — эта нелепая, смешная наземная коммуна, которая роется в помойке, неся жуткую чушь о собственной свободе, и при этом очевидно мечтает вернуться наверх (одно из моих любимых мест в сериале — столько там жуткой безысходности, иронии и тоски...)

Пользуясь случаем, отмечу: у авторов отменное чувство вкуса. Ну правда же. Главных героев раскрывают со всех сторон, однако без слезливых историй из детства (вот только что отметила, что флешбеков в сериале нет вообще). На ключевой вопрос викторины Винсент отвечает "лабиринт" — но мы не знаем вопроса, и эффект от этого, по-моему, значительно сильнее. Так вот и история Худэ, например. Откуда конкретно у него была кукла, почему он оказался вне Ромдо — мы не знаем, и не надо нам знать. Того, что показывают, достаточно, чтобы проникнуться.

И герои. Герои, да. Винсент. Ох, Винсент. По-моему, многочисленные рецензенты сериала его очень сильно упрощают, выставляя этаким подросшим Синдзи-куном. Он сложнее и неоднозначнее. Вообще, чего уж там, это первый анимешный герой, к которому я испытываю по-человечески смешанные чувства. Казалось бы, такой классический образ, эээ, лузера — неловкий, немужественный, слабый, но в чём-то наивно-милый... на самом деле, Винсент Ло (переводим его имя и радуемся ироничности авторов) — продукт системы. Когда по его вине убивают кучу народа, он думает не о своей вине, а о том, что снова, мол, одинок, и ваще никто его не любит, и Пино он за человека не считает. С одной стороны — Винсент, давайте прямо, глуповатый эгоистичный конформист, который в первой части повествования, кажется, всё бы отдал, лишь бы вернуться к своей тихой и никому не нужной жизни. Его мечта, которую мы видим в 20-й серии, — верх мещанства. Какой там мир во всём мире и спасение всех? Его мысли напрочь заперты стенами Ромдо! С другой — он, при своей некоей неловкости, таки разбирается в технике, таки неплохо стреляет. При общей своей неинфантильности влюбляется он совершенно по-детски, в образ, и ради этой своей наивной любви Готов На. Итого — вот этот самый тип не с одним (а с двумя, хе-хе) скелетом в шкафу — по-моему, самый человечный из всех виденных аниме-персонажей. Абсолютно реалистичный и лишённый и грамма романтизации — при том, что, казалось бы, это же классический "тип с раздвоением личности". Чёрта с два. То есть раздвоение-то есть, но Винсент такой обычный, такой бытовой, что и это клише невольно становится чем-то вполне постижимым.

Остальные попроще, но всё равно очень целостные и достоверные. Злобная Тётка (не верьте цифре 19 на экране! я вот не верю) Рил, которой отчаянно хочется помахать пистолетом, а всё как-то не в кого. Трагически-романтический Рауль, в котором особенно ярко воплощается один из основных мотивов сериала — победа хаоса, эгоизма и эмоции над порядком, системой и правилами. Эгоистичный ребёнок Дедал, умный, но невероятно инфантильный. И к каждой из этих характеристик можно приписать "за что и поплатился", и к каждой — "к концу действия персонаж меняется". Их мало, но они в тельняшках и тонко сделаны.

Я не упомянула про Пино, Игги и Кристеву, потому что на тему роботов в "ЭП" можно написать ещё такую же статью. Автолэйв — существо со встроенным смыслом жизни (служить своему господину). Человек отличается от автолэйва тем, что свой смысл способен выбрать сам. Однако — и в этом ирония — жители Ромдо не хотят мыслить и выбирать сами, им проще сочинить себе божество для поклонения — и когда божество пропадает, пропадает и город. Неудивительно, что получающих свободу воли дроидов отстреливают. И очень красиво на примере этих трёх показано, что осознанный смысл жизни может быть таким разным: кто-то скатывается в очень человеческий эгоизм и жажду обладания, кто-то продолжает служить своему господину, а кто-то... просто живёт.

В общем, я ещё долго могу писать — про то, как Рил волнуется из-за вскочившего прыща, например, и как этим резко понижается градус пафоса. Или про то, как героев окружают символы, и буковки в супе складываются в нужное слово. Или про то, что за пределами Ромдо Винсент постепенно осмысливает себя — себя, не только Эрго Прокси! — избавляясь от этих самых системных рамок, в которые было загнано его мышление. Или про обманное (?) название серии "Прощай, Винсент"...

Одно теперь скажу точно. После первого просмотра я понимала, почему это может кому-то не понравиться. Теперь уже не понимаю. Искренне. Ну, ладно, жуткие ошибки в анатомии постоянно мелькают, но в целом и рисовка неанимешно-стильная. Сюжет, герои, самоосознание, ирония, мысли и чувства — всё там. Не, ну чё ещё надо-то?

10/10, как вы догадались. (И поставлю-ка я его пока на первое место в личной десятке...)


+118Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.







Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура