World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (74)
 - компании (4)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Кинотеатры
 - crunchyroll


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
irenika
Vivian Vixen
DarkFlux
Arietta
I am just a shadow
Contributor
Kibernavt
Flying Dutchman
Chitsa
MefrIll
step
eaglestome3
TheFox



вернуться на страницу аниме «Эрго Прокси» | вернуться на страницу комментариев



sleepercat | СА?: 7 лет 4 месяца | отзывов 9, их сочли полезными 45 раз 2013.04.15

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Вот сериал, достойный стать культовым. Уже 7 лет прошло с момента его выхода, а ничего похожего так пока и не сделали. Каждый раз смотришь его, как в первый и с каждым последующим просмотром он становится все более глубоким по содержанию. Незабываемые персонажи, разнообразная философия, постапокалиптический мир и фантастический сюжет увязаны в один стилистический клубок, состоящий из неимоверного количества деталей, шикарной музыки и подходящего визуального оформления. На оппенинге хочется отдельно заострить внимание - один из лучших, что мне доводилось видеть. Он не просто обязательное приложение к сериалу, а самостоятельное произведение, настраивающее зрителя на предстоящий просмотр, оформленный в мрачном гранжевом стиле и являющийся неотъемлемой частью сюжета и атмосферы сериала. Для изображения скучного серого рая Ромдо и постапокалиптического, почти мертвого мира выбрана очень подходящая цветовая гамма, где яркими пятнами являются только широко открытые для восприятия истины глаза Рил и уже знающая истину и ведущая за собой Пино.

Что касается, вызывающего изжогу, определения сериала как «Аниме не для всех». Это аниме определенного, не развлекательного жанра научной или около научной фантастики. Оно для всех, кому нравятся такого рода произведения, поднимающие множество вопросов будущего развития человечества и проблем, связанных с этим развитием, и кто готов не просто посмотреть на красивую картинку, но еще и подумать.

Сериал так насыщен различными философскими изречениями, намеками, ассоциациями и отсылками, что это одновременно является и сильной и слабой его стороной. Плюс в том, что каждый зритель может найти себе философию, близкую ему по духу и пытливому зрителю будет увлекательно идти по следу, щедро раскиданных автором, зацепок то на известных персонажей, то на мировые культурные шедевры, то на древние высказывания. А минус – в таком количестве специфической информации легко потеряться и запутаться, отчего перестаешь понимать смысл происходящего и довольно сложно выделить мысль самих авторов.

На самом деле, смотреть это аниме можно и без понимания сложных философских теорий и разгадывания всех загадок. В целом, если отбросить все подтексты и скрытые смыслы, понять которые в полном объеме скорее всего никому не дано, сериал этот остается интересен своим редким жанром постапокалиптики и киберпанка, продуманным миром антиутопического будущего и оригинальными решениями по просвещению зрителя о его нюансах, количеством поднятых тем, цельными персонажами - спутниками твоего путешествия в фантастический мир Эрго Прокси и во внутренний мир главного героя Винсента Лоу.

Ну а если есть желание, то аниме можно рассматривать практически покадрово, что в общем-то уже давно сделали его почитатели. Каждая деталь, каждый предмет и каждое слово, сказанное даже самым незначительным на наш взгляд персонажем - все не просто так. Приятно смотреть картину, где каждому ее фрагменту создателями было уделено особое внимание. Главное в погоне за разгадыванием всех деталей не упустить саму идею сериала и не разрушить его атмосферу. Это аниме следует посмотреть как минимум 2 раза, прежде чем давать ему свою оценку. Потому что после первого просмотра остается слишком много вопросов и острый мозговой зуд от задвигов сюжета и количества информации.

Теперь хотелось бы определиться на счет киберпанка и готичности. Темные, мрачные тона и атмосфера пессимизма скорее подходит под определение нуара, близкое к атмосфере киберпанка, а никак не готики. Что же до определения жанра как киберпанк, то в основном в отзывах фигурируют безапелляционные заявления, без попыток не то чтобы обосновать свою позицию, но хотя бы для начала дать определение киберпанка. Жанр произведения определяется в первую очередь идеологией, и только во вторую миром, в котором она разворачивается. Т.е. будут ли это постапокалиптические пейзажи или урбанистические, с воюющими мегакорпорациями – это будет всего лишь оболочка, декорации для идеи. Нарушение норм морали, вследствие высокого развития биотехнологий, возможности получения бессмертия или значительной отсрочки смерти, упрощение жизни людей, когда технологическое развитие начинает диктовать условия и стиль жизни, ставя экологию на задний план – вот идеология киберпанка, а не просто наличие киборгов и высоко компьютеризированного сообщества. Идея доминирования машин, искусственного интеллекта над человеком, понятие разума, лабиринт различных реальностей – отличительные черты киберпанка, которые можно выделить, если почитать статьи Брюса Стерлинга, к примеру, одного из известных писателей в жанре киберпанка. Наличие аллюзий и различных зашифрованных посланий так же характерно и для литературного и кинематографического стиля киберпанка. Дух свободы, освобождение от предрассудков, условностей, чужого влияния, от неизбежности судьбы, также неотъемлемая составляющая жанра. Исходя из вышеперечисленного, Эрго Прокси я отношу к жанру киберпанка и рассматриваю его именно с этой позиции.

Далее спойлеры, если это понятие можно применить к данному сериалу.
Тема свободы, пожалуй, одна из главных в Эрго Прокси, она касается почти каждого персонажа. В городе Ромдо вся жизнь подчинена определенным законам, люди мало того что живут под присмотром авторейвов, которые больше похожи на стражей, так еще и воспроизводятся искусственным путем под строгим контролем. Да и сам город находится под куполом, защищающим его от агрессивного воздействия внешней среды после глобальной катастрофы, но, как выясняется далее, больше скрывает от жителей весь мир, ограничивая их жизнь отведенным им пространством. Единственное что им разрешено это потреблять и тратить, в остальном они винтики системы, реализующие замысел создателей. Закостенелые статуи, способные к минимальному движению, - советники регента, на мой взгляд, символизируют то, что мы с самого рождения ограничены в восприятии мира теми культурными ценностями и принципами, которые человечество культивировало и признало как единственно верные за нас. Мы, как и жители Ромдо, живем в предложенном нам мире, в рамках дозволенных границ. И хотя за городом живет коммуна, состоящая из тех, кого выгнали из Ромдо и кто сам из него бежал, считающая себя поселением свободных людей, они так же не свободны. Потому что свобода определяется не столько местом, в которым ты живешь, а сколько внутренней свободой человека, свободой его мысли. Живущие за куполом, по-прежнему зависят от города физически (от его отходов) и морально (желая вернуться к прежней жизни в городе). При этом жители коммуны даже не пытаются начать думать самостоятельно, а доверяются лидеру коммуны и Квин. Бремя свободы оказывается не каждому по силам.

Винсент открыл глаза и снял маску достойного гражданина, только при выходе из купола. Он обрел свободу, но это была вынужденное приобретение, под давлением обстоятельств. Став свободным в выборе своих дальнейших действий, внутренне он еще не готов стать свободным, он боится вновь познать боль и разочарование, от которых бежал, свое предназначение.
Рил, девушка со стремлением знать больше, а не жить в рамках тех знаний, что ей позволено знать. Пусть она самовлюбленная эгоистка, но зато живущая с широко открытыми глазами, готовая бесстрашно взглянуть правде в глаза, невзирая на последствия. И кто мог бы на ее месте избежать скверного, капризного характера, если ее с детства называли принцессой, и от окружающих она получала лишь почитание и всепрощение. А Рил при этом смогла внутренне остаться человеком с пытливым умом и добрым сердцем, жаждущим любви.
Пино обладает эмоциональностью ребенка и рациональностью робота. Она свободна в выражении своих эмоций и желаний. Воспринимает мир в любом его проявлении. Помогает Винсенту стать свободным, а Рил освободиться от категоричности и стать более человечной.

Тема одиночества вторая по значимости после свободы. В мире высоких технологий (то что это мир именно высоких технологий отрицать глупо, люди достигли возможности жить на орбите Земли, сделали высокоразвитых роботов, создали систему репродукции человека, не говоря уже об открытии бессмертных амрита-клеток и создании эрго прокси. Мир Ромдо законсервирован и ему оставлены те технологии, которые необходимы для выживания, а не для развития), при создании множества вариантов средств коммуникации между людьми, сами люди становятся все более одинокими. Одинока Рил, которая общается с дедом только по рабочей необходимости или когда она что-то натворила (возможно оттого она так одержима работой и так непослушна), одинок Винсент/Эрго Прокси/Прокси первый лишившийся возлюбленной, разочарованный в своих творениях и преданный создателями, одиноки все другие прокси, встреченные героями в пути по тем же причинам, одинок Дедал от которого уходят все его Рил, одинок Игги, который обретя душу не смог обрести при этом любовь и понимание.

Тема сопоставления человека и робота, понятие разума. Перевернутый с ног на голову мир, в котором роботы вызывают больше сочувствия чем люди, потому что обладают большей душевностью. В этом мире скорее людей можно назвать искусственными, довольствующимися определенным для них сценарием, а роботов настоящими, стремящимися к свободе. Вирус Когита наделяет авторейвов сознанием и возможностью испытывать эмоции, свободу самостоятельного принятия решений. Наличие такой опции у роботов больше похоже на чудо и, пожалуй, является единственным никак не обоснованным фактом в аниме. «Раньше мне не требовалось задавать вопросы или искать ответы» - слова Рил. Раньше – до встречи с прокси. Похоже на то, что происходит с автрейвами при заражении вирусом. Винсент спрашивает у Прокси первого, является ли разрушение Ромдо и смерть всех живущих в нем тоже частью плана создателей. На что Прокси первый отвечает, что это его месть создателям. Соответственно разрушение города и уничтожение людей не было в планах создателей. Вирусо Когито являлся частью плана и состоял в том, чтобы после смерти Прокси, авторейвы могли бы показать людям, что существует жизнь за пределами купола и научить их снова чувствовать эмоции и жить свободно. Зараженные вирусом начинают слышать прокси и благодарят его за сознание, принимая молитвенную позу. При этом получается, что именно прокси является источником заражения автрейвов.

Вообще каждая серия это отдельная тема для размышления: о бессмысленности войны, где люди нашли смысл в разрушении; о роли высоких технологий в жизни человека; о роли памяти для самосознания; о том, когда неискренность в проявлении эмоций становится нормой поведения для целого народа; об отравляющем влиянии привычного и общепринятого на мыслящего индивидуума и ... все не описать в одном предложении.
Среди занудно тягучих, психоделических серий погружения в сознание Винсента и рассуждения на философские темы, требующие усилий для понимания, есть более легкие для восприятия сюжетные серии. Например, совершенно шедевральный 16 эпизод «Мертвый штиль». Так просто и гениально показана повседневная жизнь, кажущаяся странно обычной для мира будущего, в нескольких деталях вроде дырявых носков, поднятой крышки унитаза или варки спагетти. Через поведение главных героев, их отношение к ситуации в полной мере раскрываются их характеры.
Рил хоть и самовлюбленная принцесса-эгоистка, но все-таки обычная женщина, со свойственными ей слабостями и эмоциями, расстраивающаяся из-за выскочившего прыща и способная меняться к лучшему. Ей необходимо продолжать выполнять свои функции инспектора, скрупулезно занося свои наблюдения в дневник и составляя ежедневный отчет, даже если они бессмысленны в данной ситуации. Это ее способ примириться с ситуацией. У нее волевой, решительный характер.
Пино очаровательно непосредственна, выявляет всю бесполезность и абсурдность действий Рил.
Винсент же предстает трогательно неловким и как никогда человечным. Он не зацикливается на мелочах, предпочитая растянуть дырявый носок, а не заменить его. Винсент кричит на ветер и машет покрывалом, но его действия в этой ситуации имеют больше смысла, чем действия Рил. Он выпускает скопившееся напряжение, тревогу и может расслабиться, радоваться простым вещам, вроде снега или дурачится с Пино. Этот эпизод о том, что ситуацию иногда нужно просто отпустить, поскольку решение может быть самым простым, а ты сам повлиять на нее никак не можешь. Перестав усиленно думать над неразрешимой трудностью, тебе самому станет легче, а решение может прийти само. И Рил, достигнув критической точки в своем раздражении от собственной беспомощности, смогла наконец выдохнуть.
Столько различных эмоций на лицах героев не появляется за весь сериал, сколько в этом эпизоде. Да что уж там, это самый понятный эпизод из всего сериала, легкая передышка для скрипящего мозга.

Финал истории обрушивается на зрителя несколько неожиданно. Вот мы путешествуем вместе с героями на Кролике, день за днем приближаясь к Ромдо и попутно переживая то неожиданные встречи, то выкрутасы подсознания Винсента, и тут бац и каким-то образом мы уже в Ромдо и без Винсента, ошарашенно оглядываемся в попытках понять что происходит. И оправиться нам уже не удастся, потому что дальше удары событий сыплются градом. При таком количестве заумных наворотов на и так непростой сюжет, создатели все же умудрились вывести логически приемлемую концовку и даже можно сказать что она, как это ни странно, оптимистическая. Люди впервые за 1000 лет возвращаются на землю, и это будет новая битва, битва Винсента за право существования в новом возрождающемся мире. И хоть он готов биться с создателями, если будет необходимо, но вовсе не обязательно, что он намеревается непременно их уничтожить. А может и Винсента, и весь мир спасет любовь, как единственно возможная движущая сила даже в мире, утратившем свои ценности и несущемся к разрушению.


+2Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | KanclerKoba --> sleepercat2013.04.16

"Надо же, оказывается в этом потоке сознания можно найти смысл…"

Надо сказать, ваша рецензия расставила все по своим местам. У меня после (да и во время) просмотра аниме главный вопрос, который меня мучил, был: "а к чему вообще все это?"

Теперь я, наконец, на него ответил, и я с вами соглашусь: ключевая проблематика Эрго Прокси - это тема свободы и одиночества. Вот только вокруг этих проблем понагородили философских измышлений, метафор, отсылок и просто бреда столько, что без бутылки и бульдозера не разобрать. И если отбросить в сторону всю эту мишуру, окажется что сама тема свободы и одиночества рассмотрена слишком поверхностно. Ну да - свобода лучше, чем рабство. Одиночество - это беда современного мира. Ну, так чтобы сказать такие прописные истины, не нужно строить из себя Сократа. Психоделия (к Эрго Прокси, я думаю, это слово уместно применить) должна заставлять задуматься именно над проблемами, которые ей поднимаются, взглянуть на них с другой стороны. А не ломать по двадцать пять минут голову над тем, что же хотели сказать ее создатели. У Эрго Прокси претензий больше, чем она дает на выходе. Воистину - гора родила мышь. Есть ощущение, что создатели аниме перепутали цель (поднять проблемы и заставить задуматься над ними) со средствами (сделать это в форме психоделичного готического киберпанка).

А из всего этого нагромождения псевдофилософии вытекает второй недостаток аниме – ему катастрофически не хватает легкости. Все слишком нудно. Слишком заумно. Слишком тяжело. Этакий летящий кашалот, который стремительно приближается к большому, серому, плоскому, со своей высокоумной философией, в которой смысла меньше, чем в размышлениях горшка с петунией.

Единственная удачная находка, которая есть в аниме - противопоставление свободных роботов и скованных людей. На этом перечень удачных метафор в Эрго Прокси, вообще-то говоря, и заканчивается.

Я хоть и благосклонно отношусь к психоделии, но вот Эрго Прокси для меня как раз пример неудачного эксперимента в этом жанре. Лучше уж я еще раз пересмотрю «Бегущий по лезвию».





ответ №2 | sleepercat --> KanclerKoba2013.04.29

Кому-то нравится сложная подача материала, когда испытываешь мазохистское удовлетворение от раскапывания ответов, кому-то нравится сходу понимать суть происходящего, тогда недосказанности и сокрытые смыслы вызывают раздражение. Отнести отсутствие легкости к минусам или плюсам нельзя, потому как это достаточно субъективная оценка. Сложность подачи Эрго прокси относится скорее не к смысловой составляющей (поднятые темы довольно очевидны), а к сюжетной линии. При первом просмотре очень мало что можно понять именно в сюжетном плане, кто тут чья галлюцинация, кто чей создатель и чем все закончилось. Философские измышления в сериях путешествия в сознание Винсента и мне не слишком понятны, что-то на грани понимания, а что-то и вовсе осталось за гранью. Думаю стоит относится к ним как к многослойной обертке, сути вкуса по большому счету она не меняет. Добавляет ощущений, влияет на восприятие, но переносить все свое внимание на нее не стоит, суть не в ней.
Посмотрите это аниме после того как разъясните для себя все моменты сюжета и возможно оно откроется вам с новой стороны. В вашем комментарии чувствуется некоторая обида на авторов за то, что они слишком все усложнили. Такое чувство возникает чаще когда фильм понравился, но осталось много неразрешенных вопросов.



обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура