"Ты дополняешь мою судьбу, отчего мой нимб уползает в смущении".
Вольный перевод строчки из песни опенинга - а заключает в себе всю невероятную мощь данного произведения. Можно сколь угодно долго (с разной степенью ёмкости и детализации) характеризовать ЭП на соответствия киберпанкам и прочим стилистикам, однако это теоретизирование лишено всякого смысла - ЭП надо просто смотреть.
Но далеко не всем ЭП понравится. Далеко не. Однако (троллфэйс.джпг) это будет характеризовать тех самых всех, а никак не сериал.
Это один из немногих сериалов (в чём, подозреваю, как-то замешаны Manglobe с их чётко выверенной генетической предрасположенностью к созданию гениальных произведений), который можно без зазрения совести назвать "изысканным". Изумительным. Утончённым.
Снобским, если хотите, хотя последний термин делает ощущение несколько вульгарным, чего в случае с ЭП быть не должно - ну нет там вульгарщины, как вы её не ищите. Удивительные сочетания ангста и бытовухи на фоне извечных (и любимых ещё прадедушкой Гайнаксом, не без этого) проблем сосуществования роботов, богов и человеков - это всего лишь декорации, равно как и нимб, и судьбы мира.
Да-да, безобразно стильные, в чём-то одухотворённые, порою нарочито неидеально отрисованные - декорации, предваряющие самую главную Историю.
История начинается с опенинга. Оный по праву должен изучаться в школах кинематографического искусства как пример доведения зрителей до душевного экстаза за менее, чем полторы минуты, и в нём же заключается соль.
Не думайте о роботах, это аниме не про них. Думайте о смерти. Возможно, это лучшее аниме о смерти. Точнее, о том, что сама по себе смерть - это потеря умения ощущать. Потеря умения чувствовать. Неумение БЫТЬ.
Хотя нет, не надо думать о смерти, ибо её будут показывать, тем самым косвенно подтверждая, что смерть - не главное. Далеко не главное.
А главное, вы будете смеяться, это то - чего не покажут, но что красной нитью проходит через весь сериал, все его ангсты, драмы и войны.
Вы уже наверняка догадались, к чему я веду. Эрго Прокси - это самое лучшее (невиданное, стильное, нетипичное) аниме о любви. Да-да, о самой что ни на есть, обыкновенной любви.
Её не будут показывать, но мы будем её чувствовать. Повсюду. В разрушении Москвы (ах, уже одна топонимика донельзя греет и тешит зрителя! ) и её футуристической архитектуры, в экзистенциально настроенных говорящих статуях Микеланджело, в ядовитых пустошах и пустых белых глазницах людей-мутантов, словно в песне эпической группы Flёur "Эйфория" ("Любовь текла бесшумно хрустальной синевой из глаз бездомной, больной собаки"), в непосредственно синем небе, которое несёт смерть всем этим мистическим прокси - во всём этом звенит, плачет, стенает и бьётся о металлические прутья, печально-надрывный, стеснительный, но оттого ничуть не менее тихий, гимн. Любви же.
Понимаете, это самое удивительное - в душераздирающей симфонии умбры и серого, в этих ахроматических пейзажах - которые должны бы наводить уныние на среднестатистическую публику (они и наводят, иначе бы ЭП смотрели миллионы) - синдромы поиска глубинного смысла, своего "я", эго, супер-эго и подсознательного - только шутка авторов.
А что же НЕ шутка? - да всё она же. Ради неё судьбы мира будут попраны, когда главный герой вдруг поймёт, что самое главное в его искорёженном подобии жизни (что и врагу не пожелаешь) - это отнюдь не мир во всём мире, а также счастье всем и каждому, и пусть никто не уйдёт обиженным (Стругацкие настолько гениальны, что не процитировать их невозможно), - а его собственное, героя главного, который всё-таки, несмотря ни на что (и кто), Винсент Лоу, желание - быть любимым.
И "самовлюблённая сволочь" Рил Мейер, упорно цепляющаяся за этот привычный ей образ на протяжении всего сериала, под конец вдруг тоже расколется, осознав - сама для себя, не для дяди и не для того парня, что хотела она всю свою то ли жизнь, то ли видение, только одного - быть любимой.
Но желание, такое простое, такое понятное и такое человеческое, оказывалось постоянно сублимированным то теорией городов-куполов, то неприкаянными прокси, то прочими напастями... На то и сняли аж 23 серии, чтобы хотя бы в конце герои поняли, что их собственное желание _жить_ и _чувствовать_ - принадлежит им - по праву. Что они на то и живы, чтобы чувствовать.
Ирония в том, что не осознавшим этого вовремя, мягко говоря, не повезло. Мотив "пробуждения" хотя по факту и относится к проксям, на самом деле тыкает костлявым пальцем прямо в человеков - когда вы уже пробудитесь, окаянные, и задумаетесь, в истинно гогеновской манере, даже не столько о том, кто вы и откуда, а куда же вы прёте со всей дури?
Героям приходится путешествовать по возвратной траектории и проходить семь кругов мозговыноса (а может и больше) ради самых простых слов. Несмотря на обещанный рай, небо в алмазах и крылатую (но бездушно-бессмысленную) тян, Винсент понимает: - Я вернусь. Потому что там меня ждут.
Винсенту вообще очень тяжко даётся понимание. А может это всё оттого, что весь их мир малость вывернут наизнанку, и каждое сомнение считается как минимум преступлением.
И среди порядков и беспорядка так просто потерять себя, и так сложно найти. Найти, понять, что ты нашёл именно себя, а не того парня, - и тут уж, мил человек (даже если ты и не человек, какая по сути, разница), нашёл - изволь живи теперь.
На протяжении сериала все борются за свою "причину жизни", которая, как правило оказывается "другим" (человеком, роботом, прокси, неважно). И только под конец понимают - причина не в другом, а в тебе. В том, что ТЫ хочешь быть счастливым. Любимым. И имеешь на это право.
Напоследок позвольте ещё раз процитировать Flёur:
У нас с тобой будут все океаны И все звёзды и радуги. В горе и в радости мы будем вечно вдвоём, И мы умрём в один день, взявшись за руки, Не пожалев ни на миг ни о чём.
Сериал Эрго Прокси - серый, чёрный, почти бесцветный, - но отнюдь не бесчувственный, заставляет поверить, что таки да - не пожалеют. Ни о чём. Будут жить. Как бы жизнь не обернулась, а они поняли _главное_. Осталось и нам понять.
|