После всех положительных отзывов на Доходный дом Иккоку, даже как-то неудобно признаваться, что мне этот сериал не очень понравился. Амбивалентные какие-то чувства вызвал. Обычно я люблю фильмы «про любовь», поэтому и решил посмотреть Maison Ikkoku. Но видимо не попал в резонанс.
Во-первых, не понравилось длина сериала. И проблема даже не в том, что серий много. Когда вещь захватывает, наоборот хочется, чтобы все это не кончалось. Просто, ИМХО конечно, в данном случае они какие-то пустые. Ни о чем. Меняется только фон (пляж, каток, купальни, город), но на этом фоне практически ничего не происходит. Никаких качественных изменений в отношениях главных героев не случается почти до самого конца. Вот Годай признался Киоко в любви; вот Киоко пообещала ждать, когда Годай закончит колледж; вот она его в первый раз поцеловала. И ты естественно ждешь, что их отношения перейдут на новый виток. А тебе показывают фигу. Либо вмешаются троица домомучителей и все обгадит, либо главные герои сами постараются, а то просто все забудут, что что-то случилось – и снова всё по новой. Опять те же метания в духе «любит – не любит, плюнет – поцелует, к сердцу прижмет – к черту пошлет». Лично у меня Maison Ikkoku вызвал следующую ассоциацию – полуторачасовую историю любви растянули на 96 серий, просто пригласив актеров-заик. Причем помимо этого режиссер применил специальный ход – когда один из главных персонажей наконец почти вымучивает ключевую фразу, которая что-то должна изменить в сложившейся ситуации, появляются трое клоунов и с идиотским смехом сбивают актера с ног, он встает и, о ужас, начинает все с начала. Киоко с Годаем и так-то люди робкие, а тут им еще постоянно мешают. То ввалятся в момент объяснения, то какую-нибудь сплетню расскажут, то еще что случится. Или беготня глав.героев друг за другом. Как у Петросяна, что ли: «я когда выпью всегда тянусь к женщине, а как дотянусь, думаю – а зачем, собственно?». Несколько раз по нескольку серий тратится на то, чтобы ценой больших усилий вернуть свою половинку обратно в частную общагу. После объединения семьи, все снова маются той же фигней, что и раньше. То есть урок ни кому в прок не идет.
Лав стори между Годай-куном и Киоко развивается стремительно как движения ледника, молниеносно как дрейф тектонических плит. По моим прикидкам в сериале показано примерно 5 лет их жизни. За это время Годай успел поступить и окончить ВУЗ, нашел себе работу. 90% процентов общения между ними заключается в 4 фразах: «Я пошел» - «Счастливого пути», «Я дома» - «Добро пожаловать». Ну не верю я, что живые люди могут друг друга любить, жить в одном доме и постоянно годами удерживать дистанцию. И ладно если бы Киоко просто перегорела после смерти мужа и никого вокруг себя не замечала, но ведь нет – студент ей симпатичен, она ревнует его чуть ли не к каждой юбке в поле зрения, но при этом она, как партизан, держится версии «я забочусь о нем только как менеджер».
Еще стыдно сказать, но миляга Годай достал меня просто ужасно. Ну бесят меня такие персонажи. И кажется, что в аниме таких типов, как клопов в старом матрасе. Только ленивый не вытер об него ноги. Ну, трое соседей это еще более или менее понятно. Если бы эти неудачники не могли доставать Годая, они бы просто спились с тоски. У Ичиносе всех радостей в жизни хряпнуть да посплетничать; У девушки нетяжелого поведения Акеми с Годаем самые длительные отношения в ее жизни; а у Иотсуя-сана всей личной жизни поподсматривать ночью за онанирующим соседом через дыру в стене. Так что в данном случае поведение Годая можно рассматривать как высшую форму милосердия. Но вот он переехал в новый дом. Старые жильцы из его комнаты выезжать не собираются, и начинают на нем паразитировать. Ну почему просто не настучать менеджеру? Наверняка там не цацкаются с людьми, живущими на халяву. Да можно просто сообщить в полицию, ведь незваные гости его еще и обокрали – без спросу вынесли и продали его вещи. Вместо этого этот идиот убегает из оплаченной им же комнаты и начинает терроризировать своих знакомых, напрашиваясь к ним на ночлег. И таких примеров масса. Сначала таких персонажей жалеешь, а потом хочется, чтобы они сами что-нибудь для себя сделали и пощадили зрительские нервы.
А его чудесные глюки? Я не знаю, о какой форме психического заболевания свидетельствует способность переживать такие яркие, достоверные видения. Только он размечтается об их с Киоко совместном безоблачном будущем, а ты уже ждешь, что он либо приложиться о фонарь, либо еще как-то выставит себя на посмешище. Комического эффекта на меня этот прием не оказывал уже после первого раза.
А его «роман» с Козуэ? Решил Годай, не прошло и нескольких лет, все-таки сказать Козуэ, что он любит другую. Вообще замечательные отношения, за примерно 5 лет они поцеловались только два раза – в самом начале и в самом конце, но что у них что-то не так, сама Козуэ не догадалась. Но я отвлекся. И так Годай сказал, Козуэ не поняла. Что для нее характерно. В силу специфики своей умственной деятельности она все понимала по-своему. Что должен был сделать Годай? По-моему написать транспарант, подготовить слайд-шоу, или небольшой кинофильм. В общем, как-то донести свою мысль до Козуэ с N-ой попытки. Вместо этого он пошел покупать ей подарок на Рождество. И таки дотянул эти непоятки до самого конца.
Отдельно хотелось бы сказать о жильцах – Акеми, Йотсуя и Ичиносе. Хотелось бы, да внутренний цензор не позволяет. Ну нельзя с таким веселым бессердечием играть чужими чувствами. Не по-людски это. До самого конца я надеялся, что Годай хотя бы один раз даст им укорот. Надежда умерла в мучениях. Не считать же отпором одну единственную фразу: «сегодня я ПЛАЧУ за вас последний раз». А самим расплатится?
Довольно симпатичный мне персонаж – Ягами. Она знает чего, а вернее кого она хочет, не стесняется открыто говорить о своих чувствах и делает все возможное и невозможное, чтобы добиться своего. Несмотря на излишнюю агрессивность, она ИМХО ведет себя более зрело, чем Киоко, которая уже была замужем, или Митака, за которым почему-то закрепилась слава прожженного сердцееда. Меня Ягами просто сразила, когда при попытке изнасилования Годая, сказала: «Будешь сопротивляться, закричу». Вообще из просмотра аниме складывается впечатление, что страшнее японской школьницы зверя нет, и у каждой уважающей себя японки первый и самый главный мужчина в жизни это ее школьный учитель.
Во всем сериале мне понравилось только отдельные эпизоды. Когда Годай уснул на коленях у Киоко; когда он с мелким на качелях говорил за жизнь (я даже пожалел, что у меня нет младшего или старшего брата); когда он нечаянно обнял ее в больнице, и они на минуту замерли - короче, когда персонажи отвлекались от несмешных шуток и мексиканских страстей и вели себя просто, как живые, искренне любящие друг друга люди. Почему красивую и немного грустную историю любви обязательно нужно разбавлять большим количеством юмора посредственного качества и ситуациями в духе нелюбимых мной комедий положений: кто-то кого-то не понял, что-то неправильно расслышал, ошибочно принял одного за другого, и завертелось?
Мангака похоже глубоко верила в святость брака. Муж Ичиносе, Митака, Козуэ все вступили в брак под давлением окружающих или обстоятельств, или того и другого вместе, все отказались от своей настоящей любви, и все СЧАСТЛИВЫ. Ну-ну, я как-то больше видел контрпримеров, когда люди вступали в брак по любви, а потом разбегались. Потому что гулять это одно, а постоянно жить вместе это другое. А уж когда женишься/выходишь замуж за нелюбимого человека – это мне кажется, такой богатый повод для постоянных конфликтов, что только держись.
Тем не менее, неоспоримое достоинство Maison Ikkoku - это добрый сериал. Как раз в период просмотра увидел сюжет о молодежный группировках в Ульяновске, так после этого вернуться к Maison Ikkoku было просто именинами сердца. Так было жаль, что наши проблемы в этой жизни не ограничиваются только любовными перипетиями.
Отзыв получился не цельным. Что запомнилось так или иначе, то и написал, так что не обессудьте.
|