Так уж сложилось, что посмотревшие сериал сравнивают «Огнем и мечом» с «Ковбоем Бибопом» и «Триганом». Сравнивают, нужно отметить, не без оснований: налицо схожесть образов главных героев, ситуации, в которых они оказываются, стилистика вестерна. Однако сходство это представляется мне все же поверхностным, ведь каждый из них является носителем в корне противоположных идей.
Каждый из главных героев – изгой, странник, пустившийся в путь, чтобы отомстить врагу из прошлого. Каждый из них, несомненно, натура поразительно цельная. Но Спайк, Вэш и Ван слишком по-разному проживают свою жизнь. Спайк – глубокий, серьезный, философствующий. Может быть, именно из-за этой «серьезности» его настоящее полностью подчинилось его прошлому. В будущем ему нет места, Спайк – фигура трагическая, настигший его финал неизбежен.
Совсем другое дело – Вэш «Паникер». Возможно, его фигура даже более трагическая, чем фигура Спайка. Вэш добровольно обрекает себя на физическое страдание, при этом сохраняя абсолютную душевную чистоту. Он не проповедует свои идеи о любви и мире широким массам, он тихо живет по ним. Его «проповеди» касаются только самых близких к нему людей, да и проповедями как таковыми по тональности не являются: Вэш настолько непосредственен и искренен, что ощущения приторности от его слов не возникает. Именно благодаря своей непосредственности, он находит выход из безнадежных, казалось бы, ситуаций. «Гуманоидный тайфун» взял из прошлого самое дорогое – учение Рэм, и каждый момент своего настоящего делает выбор, благо, искусителей на его пути встречается предостаточно. Но живет Вэш все-таки будущим: его мысли обращены к той простой, мирной жизни, которой он лишен и которую страстно желает. Главный герой «Тригана» до конца остается верным себе, находит силы простить своего злейшего врага и тем самым открывает для себя путь в вожделенное будущее.
Однако Ван из «Огнем и мечом» не так прост, как может показаться на первый взгляд. Сериал во многом пародиен – этим объясняется и обилие различных персонажей, будто из другого аниме, и присутствие нескольких откровенно стебных персонажей, и множество ситуативных шаблонов. Пародиен во многом и образ главного героя, но в полном смысле он пародией не является. Глубину этого характера невозможно постичь вне идейного контекста сериала. Попав на остров безмятежности в одной из первых серий, Ван говорит, что «бесплатный сыр только в мышеловке». По ходу действия, мы убеждаемся, насколько огромное количество людей падко на бесплатный сыр. Члены организации по «созданию светлого будущего» не привыкли сомневаться в чем-либо. Для каждого из них гораздо проще, чтобы выбор, который так мучительно дается Венди, делал за них кто-то другой. В сущности – они слабые, глубоко эгоистичные люди, которые предпочли спрятаться от тягот и лишений реального мира в скорлупе призрачных сказок их главаря. Для них не существует вопрос, которым все время задается Вэш «Паникер» – «Разве кто-то в праве решать, кому жить, а кому нет?». Слова «Когтистого» красивы и, на первый взгляд, очень разумны. Ведь Венди, впервые встретившая его в саду, с упоением их слушает, размышляет над ними на протяжении всего действия и только к самой развязке окончательно решает для себя дилемму с его правотой. Светлое будущее невозможно построить на крови и слезах, стремясь к нему, каждый должен делать свой выбор, делать все, что в его силах. Человек – существо в высшей степени противоречивое, и именно это качество заставляет его все время двигаться вперед. Такова человеческая природа, и если заменить ее по прихоти безумца, получившаяся субстанция уже не будет человеком. А что же Ван? Ван противостоит «Когтистом» не только физически, но и идеологически: он необычайно «приземлен», ему чужды отвлеченные разговоры о любви и мире на благо будущего, с этой жизнью его связывает одна идея – месть за смерть любимой, и этого ему достаточно. Вана не раздирают противоречия, и секрет его цельности в том, что он живет настоящим. Только сейчас имеет для него подлинную ценность. Поэтому он не разделил судьбу Спайка и Рея. Поглощенный местью с одержимостью человека с чистым сердцем, он открывает его, сам того не желая, для своих новых друзей. Отомстив, он снова пускается в путь, заполняет, должно быть, образовавшуюся внутри пустоту и вновь оказывается на пороге Венди.
Главные герои «Ковбоя Бибопа», «Тригана» и «Огнем и мечом», несмотря на всю свою схожесть, по-разному располагаются на шкале времени. Спайка Шпигеля поглотило прошлое, Вэш «Паникер» мечтает о будущем, а Ван «Восходящее Солнце» живет в настоящем.
|