Эх, господа, вот читала я ваши рецензии и отзывы и мечтала посмотреть этот шедевральный «Альянс». Почем зря, как выяснилось. ИМХО средненько. Графика того стиля, который не всякому понравится, цвета естественные (поэтому в аниме смотрятся как приглушенные), музыка слишком спокойно-ненавязчивая. Сюжет и философия...
Вот тут сразу должна сказать, что для меня на аниме лежит несмываемое «клеймо чечеточника» и что вся без исключений японская анимация попадает в раздел массовой культуры. И поэтому я просто тихо офигеваю, когда говорят о «философском аниме». Такого не бывает. Но неким пропуском в мир «большой мысли» для хорошего аниме может быть культурная нагрузка аллюзий и ассоциаций. Торжество психоанализа в «Евангелионе», безумная постмодернистская интертекстуальность «Фури-Кури», интереснейшая философскаяпроблема «я и другого», которая так-таки и не смогла прозвучать в «Нелюбимом» и «Призрачном пламени», – вариантов много...
А единственное, что в этом плане может предложить зрителю «Альянс серокрылых», – как бы христианский подтекст.
Почему как бы? Японцы вообще долго и успешно интересуются христианством: это и каббалистические примочки в «Евангелионе», и всевозможные кресты и крестики, украшающие дивных J-Rock-идолов, и еще немного ранее – огроменные распятия на груди модничающих гейш… Короче, полное понимание Востоком Запада. J
Вот и в «Альянсе» одолжили у европейцев чистилище и греховность, добавили атрибуты – нимбы и крылышки, и все это замешали на типично японской вдумчивой повествовательности и внутреннем действии. И что вышло?
Во-первых, выяснилось, что такой спокойный ритм хорош исключительно для оригинального японского содержания: «моно-но-аварэ», печальная любовь к мимолетным вещам и самой мимолетности жизни, бережное отношение к традиции, к некоей «душе Японии», как в фильмах Миядзаки. А поскольку «Альянс» вместо культурной и ситуативной конкретности изобилует пресной обобщенной символятиной (стена, город, полет), с первой же серии ощущается некая затянутость и пустота, скрасить ее могут только психологические мелочи и детальки, но, увы, они тоже показались мне бледноватыми.
Во-вторых, о понимании японцами вины... Если в Европе размышление о греховности всегда было исступленным вопрошанием Бога или пламенной исповедью, то тут мы имеем молчаливую медитацию. Слишком спокойно все происходит. Вопрос о грехе в аниме всплывает почти из ничего: ни тебе злоключений, как у Иова, ни детей, раздираемых собаками, – просто у главной героини появляются черные пятна на крыльях и смутное сознание вины, соответственно и разрешить вопрос ей нужно не глобально, лицом к лицу с Богом и миром, а для себя самой. Все тринадцать серий и посвящены частному решению частных проблем: как МНЕ перестать страдать от чувства вины. И находится изящный буддийский в высшей степени индивидуальный выход: не будет ощущениявины (тебя простят, ты искупишь ее) – исчезнет и страдание. Это аниме умудрилось пропустить все острые углы и существенные смыслы христианства.
В итоге Японии в «Альянсе серокрылых» уже нет, а Европы еще нет.
Но много уже упомянутой символятины. Жуткий, жуткий символизм, как в плохих подростковых стихах, все наполнено какими-то подспудными смыслами: и стена на самом деле не стена, и крылья – не крылья... И все это вам подается с многосмысленным и серьезным видом. Увы, похоже, любовь к дурно сработанным притчам – особенность нашего времени: недаром Коэльо так популярен.
Одним словом, скептикам, умникам и рационалистам строго противопоказано: ищите чего-нибудь более жизненного и конкретного, иначе разочарование вам обеспечено.
|