ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Комментировать аниме, которое тебе понравилось, всегда тяжело. Однако в данном случае два обстоятельства облегчают дело. Во-первых, я смотрел Альянс с перерывами (не потому, что было неинтересно, просто так вышло), и отзыв успел в определенной мере выкристаллизоваться. Во-вторых, некоторые особенности самого сериала способствуют этому. С чисто технической точки зрения аниме построено строго, выдержано и хорошо. Рассматривая структуру Хайбаны, можно выделить в ней ряд частей, тесно связанных друг с другом, но различающихся по числу серий и смысловому наполнению. Условно их можно назвать следующим образом: вступление, основная часть, заключительная часть и развязка. 1) Вступление. Это первый и второй эпизоды, посвященные тому, как девочка Ракка попадает в странный город Серокрылых, и ее первоначальному знакомству с обычаями и порядками данного места. В принципе, почти все они даются во второй серии, что, на мой взгляд, является едва ли не единственным недостатком сериала. Потому что подобное перечисление несколько сбивает атмосферу сказки и сна, а, кроме того, создает неприятную иллюзию, что сейчас будут «грузить». Эта иллюзия обманчива: в Хайбане на мозги никто не капает, да и сериал вскоре переходит в иную фазу. А так – благодаря только первой серии я получил столько положительных эмоций, сколько не дали двадцать пять серий Чобитов. А значит, еще больше едва ли возможно дать. 2) Основная часть. Она охватывает эпизоды с третьего по девятый включительно. Кто скажет, что они нудные или скучные – извините, не согласен, и сейчас попробую это обосновать. Дело в том, что здесь имеются как бы два слоя. Первый из них – история того, как Ракка ищет постоянное занятие, жилье и более тесно знакомится с новыми друзьями. К этому компоненту отношение может быть разное, точнее – многое зависит от персонажа, с которым Ракка проводит время. Кто-то может некоторых не переваривать; лично все понравились все. Объективности ради следует признать, что наиболее интересными вышли Реки, Кана и Куу (первая вообще проработана не хуже самой Ракки). Хикари и Нему более стандартны, таких героинь немало и в других анимешках (хотя от голоска Хикари я просто таял). К седьмой серии данная линия постепенно сходит на нет. Второй слой – духовные поиски Ракки. Вот эта составляющая реализована просто на пять с плюсом; в общем-то, она и поднимает качество Альянса на очень высокий уровень. Во-первых, чувства Ракки естественны: мы тоже стремимся узнать, что находится за пределами известного нам мира, даже не задумываясь, принесет ли это нам благо; мы так же тоскуем, теряя близких, даже допуская, что они в конце концов обрели счастье. Во-вторых, эти чувства проходят закономерную эволюцию: от простого любопытства и легкой неудовлетворенности до мучительного осознания собственного бессилия разрешить проблему. Одновременно многие эпизоды, отсмотренные ранее, подвергаются переосмыслению. К примеру, в четвертой серии имеется характерная сцена, когда Кана гоняет с мусорки ворон. Поначалу она воспринимается всего лишь как легкая, комедийная вставка; и действительно, наблюдая за энергичными телодвижениями Каны и слушая робкие реплики Ракки, я впервые еле сдерживал смех (с того момента, как запустил сериал). И только потом приходит осознание того, что вся разница в мироощущении героев дана здесь, как в зеркале: для Каны вороны – просто надоедливые падальщики; для Ракки же они значат гораздо больше, под конец приведя ее на край гибели, который неожиданно окажется путем к спасению. После каждой серии мне даже смотреть дальше не хотелось. Думал: сольют, сволочи. Но нет, раз занятую высоту создатели удержали. Ну, и в придачу отличная графика и музыка. Первое мое аниме, в котором эндинг заметно лучше опенинга. Спасибо тем, кто для моих субтитров перевел его в рифму. 3) Заключительная часть. 10-12 эпизоды. У меня сложилось странное впечатление, будто щелкнули тумблером, и вместо одной симфонии вдруг зазвучала другая. У Ракки появилась работа. Тревога, пожалуй, осталась, но чувства боли и тоски уже нет. «Птичий лейтмотив» исчез полностью. Тайна города отступает на второй план. Друзья (кроме Реки) почти не появляются в кадре, да и сама Ракка оказывается отодвинутой на периферию повествования. Зато появляется новая сюжетная линия, едва намеченная в основной части. Линия Хьёко и его новой подружки, их взаимоотношения с Реки, которая неожиданно становится главным героем повествования. В 11 и 12 эпизодах Хайбана из аниме духовного поиска внезапно перерождается в мелодраму. Трогательную, хорошую, но мелодраму. Честно говоря, я так и не успел к этому привыкнуть. Хотя сильные страсти теперь уже неуместны: если прежде Ракка поняла, как она любила Куу, лишь после ухода последней, то теперь она просто ценит присутствие Реки и по мере сил старается избавить ее от душевной тяжести и помочь очиститься. Незаметная, неброская деятельность, в основе которой одно – желание добра близкому человеку. Даже если в итоге человек тебя покинет. 4) Развязка. Новый поворот на 180 градусов. Возвращение драмы. Драмы, которая объясняет сон Реки, позволяет проникнуться всей трагичностью последнего шага Реки в прошлой жизни и – строить кошмарное, хотя по-своему красивое и много объясняющее предположение о том, что всех Серокрылых привела в город такая же судьба. И – хэппи-энд. Необычный, но счастливый конец. Правда, я уже в десятом эпизоде догадывался, что Ракка займет место Реки, избежав ее ошибок, но тем радостнее было убедиться в истинности своей догадки. Круг замкнулся. И некстати вспоминается припев: «Будут внуки потом, все опять повторится сначала». Кто-то высказал пожелание, чтобы в конце сериала были расставлены все точки над i. Возможно, Альянс в чем-то выиграл бы от такого решения. Но, возможно, в чем-то бы и проиграл. 5) Уважение. Вот то чувство, которое рождает каждый эпизод данного аниме. Его я испытывал во все время просмотра. Однако теперь я, наверное, могу сказать, что люблю Хайбану. Действительно люблю. Но оценивать свои эмоции в баллах, даже в собственном комментарии, не буду. Все, что я хотел сейчас сказать, я сказал, а подкреплять сказанное цифрой «есть тьма охотников…»
|