Я вообще не совсем согласен с проставлением оценок. Вынесение суждения о фильме подразумевает его анализ. В подавляющем большинстве случаев анализ – это расчленение на составляющие: рисовку, дизайн, сюжет, сценарий и пр. Оценить работу в целом, сложив составляющие – результаты этих работ можно видеть в музеях: "вот перед вами скелет Ти-Рекса, а вот, дети, как выглядел трицератопс". Вот скелет, а вот то, как мы бы думаем, выглядел трицератопс. Я не хочу судить. И не хотел бы оценивать, если бы не торкнуло. У настоящего искусства (не важно, какое оно – живопись, скульптура, кино, анимация) есть самая главная составляющая – ты видишь фильм (картину, скульптуру, аниме) и это производит на тебя, как на зрителя, впечатление. Разновидностей этих впечатлений бывает только три (остальные – только подвиды): торкнуло, отвратило, оставило равнодушным в той или иной степени. Я, в принципе, разделяю библейскую точку зрения, которую я вольно перефразирую так: "Мне наплевать на вас, если вы не знаете, понравилось ли вам это или нет. Я согласен разговаривать с вами, если вам это понравилось это так, что у вас перехватило дух и/или выступили слезы на глазах. Я также согласен выслушать вас, если вас стошнило от просмотренного". Важен результат. Если фильм не оставляет вас равнодушным – это признак. Или действительно классного, или реально отвратительного. Может быть, мне везет и смотрю фильмы, которые не оставляют меня равнодушным и которые мне нравятся. Если фильм мне не нравится – я просто его не смотрю. Этот фильм я впервые оценил. Я не смог оценить его ниже. Этот фильм заслуживает высшей оценки. В нем, как и в "Мастере Муси", нет пафоса, излишних акцентов, нет истеричных воплей. Здесь все показано так, как бывает в жизни. Он начинается, как должны начинаться все правдивые фильмы о войне: "Я погиб тогда-то и там-то". Он заканчивается так, как должен был закончиться, но не так, как хотелось бы мне. Я хотел бы, чтобы эти пятна на коже детей во время прогулки на пляже не были тем, что я подумал. Я не хотел, чтобы жизнь детей в этом фильме закончилась так, как она закончилась. Я узнавал поведение родственников и в сотый раз убеждался, что чужой иногда в сотню раз ближе тебе, чем родственник. Можно много говорить об этом (что я и сделал). Ну, что ж, в этот раз "я был горяч, а не тепел". Этот фильм не оставил меня равнодушным (как впрочем, и еще много аниме, и полнометражек, и серийных) и заставил высказаться. Не жалею, и у моего земляка Жванецкого я могу смело найти поддержку: "ПисАть, как и пИсать, надо тогда, когда уже иначе не сможешь". Ну вот, я и не смог.
|