World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (52)
 - компании (4)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
nero24
elenaelena
p0pwax
Arahna777
Pуcal
SoberBober
Contributor
TheFox



вернуться на страницу аниме «Могила светлячков» | вернуться на страницу комментариев



Glutaeus Maximus | СА?: 6 лет 4 месяца | отзывов 25, их сочли полезными 56 раз 2007.12.20

«Могила светлячков» - первый из фильмов Такахаты, который мне довелось посмотреть. С другими работами данного режиссера я тогда знаком еще не был, но логотип «Джибли», который высветился в начале этого фильма уже ко многому его обязывал. В плане рисовки и графики ожидания мои были полностью оправдались, а вот со смысловым наполнением вышла небольшая осечка.

Так уж повелось в Западной (к которой и мы тоже относимся, и нашей культуре тоже) что воспитательные функции, щадя детскую психику, а так же полагая (надо заметить небезосновательно, что подростковая, не говоря уже о детях младшего возраста, психика просто в своей основной массе не способна адекватно воспринять и сделать правильные выводы из того, что им будет показано в антивоенной драме) призвана нести на себе мультипликация. Сюжет об ужасах и тяготах войны для мирного населения в том числе и детей вовсе не является новым для мирового кинематографа. Еще задолго до Могилы Светлячков было снято множество антивоенных драм с подобными сюжетами. И уж тем более нельзя считать такие фильмы чем-то новым и инновационным для японцев.

Западная цивилизация сызмальства, начиная еще с детских сказок, приучает людей к тому, что в конечном итоге любое добро непременно вознаграждается, а любое зло в конце концов будет наказано. Поэтому все сказки и детские истории неизменно заканчиваются хэпи-эндом. В японской же культуре гораздо большее значение придают не тому, что зло обязательно должно быть наказано, а добро и справедливость восторжествовать. Много внимания уделяют теме взросления, становления и эволюции человеческой личности, которое обычно происходит через принятие сложных и нелегких решений, когда необходимо делать трудный выбор, зачастую жертвуя чем-то дорогим лично для тебя, во имя чего-то большего. В подобном случае хэпи-энд вовсе не является необходимым условием для цельности и значимости произведения. При таком раскладе даже трагические концовки могут быть восприняты как «счастливые», потому что в таких случаях персонажи как правило преодолевают и ломают какую-то часть самого себя, а как говорит одна мудрая поговорка: «Самая тяжелая победа – это победа над самим собой». А западными людьми такие вот окончания зачастую воспринимаются как слишком жестокие, потому что добро в их понимании еще не успело восторжествовать. Отсюда и разность восприятии одних и тех же вещей в Восточной и Западной цивилизациях.

В качестве примера приведу один интересный исторический факт: когда после капитуляции Японии во Второй Мировой Войне американцы стали проводить разоружение японской армии, они так же стали конфисковывать и изымать из обращения все пропагандистские материала военной тематики, они были весьма удивлены содержанием японских агитационных фильмов. Так как эти фильмы были самыми антивоенными из всех существующих на то время. То, что для западного человека было запрещено к показу, в Японии двигало людей на самоотверженные поступки и бессмысленный героизм. Не было в этих фильмов ни малейшего намека на идеализацию и романтизацию войны. На них редко солдаты маршировали с победными маршами, получали награды, чествовали победителей. Наоборот, с присущей японцам шокирующей и педантичной тщательностью были показаны все ужасы и тяготы войны: грязь, кровь, голод, смерть солдат, гниющие раны пострадавших в бою товарищей. То, что западного человека пугало и отталкивало от войны и поэтому было запрещено цензурой, в Японии служило пропагандой и подвигало их на героические поступки и бессмысленную смерть во имя Отечества. Поэтому нет тут ничего удивительного в том, что такой шокирующий и травмирующий для психики западного человека анимационный фильм закупался японскими школами с целью воспитания подрастающего поколения. Еще одно подтверждение разности восприятия и японской и западной культур одних и тех же вещей.

Некоторое инноваторство здесь заключается в том, что Такахата решил раскрыть эту тему не в игровом фильме, а в анимационном, чего до него не делалось и не выносилось на широкий экран, не считая разве что «Босоногого Гэна». Тем не мене даже при такой относительной новизне подобного проекта, один этот факт давал ему хорошие предпосылки для того, чтобы сделать этот фильм шедевром (коим он несомненно является для очень большого числа людей). Однако, приходиться с грустью это констатировать, не для меня. Его просмотр оставил меня полностью индеферентным ко всему происходящему на экране. Единственная эмоция, которая у меня возникла в конце просмотра – это разочарование и сожаление за загубленный фильм. Читая отзывы здесь обнаружил, что я не одинок в своем мнении. Не раз и не два мне на глаза попадались комментарии, в которых люди говорили что это аниме, несмотря на отличную визуальную сторону и вроде бы даже изначально весьма сильно сделанный драматический сюжет, их по каким-то причинам так же не впечатлило и не заставило сопереживать персонажам. Выскажу свою точку зрения по этому поводу.

Виной всему хэпи-енд. Предвижу ваши возражения: Какой еще такой «хэпи-енд», когда оба главных героя умерли?! На что я отвечу: если бы эти герои умерли и вместе с этим прекратили бы свое существование – то тогда да, это был бы трагический конец. Но в том то все и дело, что они не прекратили существовать, а продолжили свое бытие в виде духов в ином мире. В контексте этого фильма – это самый что ни на есть хэпи-енд! Ведь что ожидало героев в реальном мире послевоенной Японии: они остались сиротами, о них некому позаботиться, их окружают голод, холод, болезни и т.д. После своей смерти в реальном мире и возрождении в мире духов эти проблемы разом оказались для них решены. Они снова вместе и все у них хорошо: они не страдают от холода, от голода, отсутствия нормального жилья (оно им теперь не нужно, ведь они духи и весь мир их дом). Как бы это дико не смотрелось со стороны, но если бы Сэйте было бы точно известно, что в случае смерти они с сестрой возродятся вновь, пусть и в виде духов – то ему следовало бы наверное собственноручно побыстрее отправить сестренку на тот свет, не дожидаясь пока за него это сделает голод, чтобы одним махом прекратить ее мучения и страдания в этом разрушенном войной и проклятом земном мире и самому бы последовать вслед за ней. Ведь при таком положении вещей обретает силу сказанная однажды Марком Аврелием фраза: «Смерть – это освобождение души от гнета тела». Смерть страшна только тогда, когда вместе с ней ты прекращаешь свое существование, уходишь в никуда и превращаешься в ничто, если же ты продолжаешь свое бытие, пусть даже и в несколько ином виде – то в смерти уже нет абсолютно ничего страшного и ужасного, особенно когда тебе нечего терять. Вся проблема здесь состоит опять в этой проклятой неизвестности. Мы точно не можем знать, что нас ждет после смерти: будем ли мы существовать (в раю или в аду – вопрос здесь уже второстепенный). Христианская мораль веками приучала нас к тому, чтобы мы жили несмотря ни на что, а самоубийство есть величайший грех. Несомненно, что религия является одним из самых действенных приспособлений защиты общества от саморазрушения. Это сдерживает многих людей от совершения суицида, когда они устают от тягот существования в нашем мире. Ведь подобными вопросами терзал себя еще Шекспировский принц Датский (пожалуй самый известный рефлексирующий подросток во всей мировой литературе. Живи он в наше время – быть бы ему непременно героем аниме про роботов и спасение мира) «to be or not to be?». Японцам в этом плане повезло несколько больше. Их мировоззрение сформированное синтоизмом и буддизмом гораздо более толерантно в этом отношении к смерти и они могут позволить себе более свободно распоряжаться своей жизнью, не особо задумываясь о небесной каре.

В принципе, к подобному исходу я бы никаких претензий не имел. Дети не должны страдать по вине взрослых и имеют право на счастливое детство. Такой конец смотрелся бы весьма уместно, если бы не вопиющий режиссерский спойлер: «хэпи-енд» потому и называется «хэпи-ендом» что стоит в окончании фильма. Но зачем его было ставить в самом начале??! Таким образом, дав понять с первых же минут фильма, что все для Сэйты и Сэцуко в конечном итоге сложится благополучно, делают вас тем самым слабовосприимчивыми ко всем их страданиям и лишениям. Хотя для большинства зрителей, еще не до конца отравленных ядом цинизма и прагматизма, это фильм несомненно будет являться шедевром и сможет оставить глубокий след в их душе.


+2Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура