Жила-была девочка. Нет, не так, жил-был режиссер, который любил девочек.
Проблема всех постмодернистких сказок очень простая – все всё это уже давно видели. И даже известная фамилия, которая как бы символизирует и подсказывает – «да, именно это вы и видели», не спасает.
Проблема всех сказок в том, что у них очень узкая целевая аудитория. И ладно бы, когда говорят – «ребилд» и делают по своему, но плохо, когда не говорят «ремейк», и делают как умеют – про девочек, которые хотели любви.
Проблема японцев малоочевидна, но их зацикленность на прошлом играет с ними дурную шутку. И желание «а давайте возьмем в качестве метофоры реальную трагедию общества» очень существенно бьет под дых продажам. И вместо горящих юнцов, получаем призрак прошлого, воспоминание о настоящем альтер-эго которого слишком болезненно для не столь творческих людей, как Икухара.
Проблема метафоры – в условности. Проблема авторской метафоры – в невозможности свалить повторное использование на цитирование. Проблема героев Пингвиндрама – в пингвинах – очень сложно оставить все недосказанным, когда есть поясняющие таблички.
Что хотел сказать автор, который вопреки всем канонам живее всех живых? В этом, кстати, тоже кроется проблема: и про людей в футлярах-ящиках, и про сделки с дьяволом, и про мятежный дух, и про самопожертвование, и про признание во имя и про все остальное уже было сказано, причем, сказано и самим автором. А уж про «разделение» и «противостояние» так и вовсе…
И тут мы вплотную подходим к вопросу о художественной ценности. Есть ли ценность в том, что уже не раз было рассказано? Опыт аниме подсказывает, что ценность несомненно есть. И заключается она в том, что люди любят стабильность. Каждый сезон они готовы смотреть только одну психо-фентезийную мистическую драму, и каждый сезон они готовы смотреть разнообразные вариации этти-гарема. Если пропорции не соблюдаются, сезон считается провальным – недостаточно разминки для мозгов или слишком много отдыха для них же.
И в чём правда? А правда в том, что стоит тебе отвлечься от богатого контекста авторов, забыть код для расшифровки символов и все – твой поезд уехал и ты не смог закончить это, какое-никакое, но путешествие.
Для меня такой рестарт Утены, когда притягательный символизм юности заменяется на отвратительную историю реальности про взрывы и жертвы во главе с «пустым ящиком», на которую автор пытается натянуть прекрасную седзе-сказку о любви с жертвами, говорит, к сожалению, только об одном – пора покупать машину и начинать стремится к власти, развращая малолетних, потому что юность для меня, судя по всему, потеряна. Я больше не целевая аудитория.
|