World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (63)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Prostak
KuSchiK
Contributor
Antonymouse



вернуться на страницу аниме «Девы Розена: Сновидение» | вернуться на страницу комментариев



Prostak | СА?: 16 лет 11 месяцев | отзывов 129, их сочли полезными 731 раз 2007.09.01

ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ БАРАСУИСЁ
(заметки к последней сцене последнего эпизода)

Весь фильм мне не давала покоя тайна повязки на левом глазу этой демонической куклы — Барасуисё. Можно сказать, создатели фильма вызывающе подмигивали мне этим своим бесстыжим глазом… Ведь, действительно — такая броская деталь не могла быть просто украшением! Тогда зачем она? Для излишнего демонизма? Однако, дойдя до финальной сцены, я начал подумывать, что скрытый глаз может оказаться ключиком, который откроет не проговоренный смысл произошедшего. Как выяснилось, весь сюжет работал именно на эту сцену (поэтому, кстати, так неуклюже иногда выглядели Синку с Дзюном — их дуэт подгоняли в рамки заданной схемы, не особо беспокоясь о мотивах…) Но главное, что сцена эта все-таки удостоверила наличие левого глаза! Ну, предположение о его отсутствии изначально было бессмысленно — мастер не мог специально делать свою лучшую куклу, претендующую на воплощение идеала, одноглазой. Остается предположить, что левый глаз нарушал её облик настолько, что уродливая повязка на нем оказалась предпочтительнее — т. е. она скрывала еще большее уродство! Тогда, получается, идеальная кукла, призванная завершить эпический замысел мастера Розена, была дефектной с рождения… Но какой дефект мог так сильно уродовать живую куклу? Опуская все рассуждения, рискну заявить — по настоящему уродовать живое может только мертвое, то есть, левый глаз одушевленной куклы по имени Барасуисё остался безнадежно и стопроцентно кукольным! Кстати, намеком на это служит и самый первый кадр самой первой серии — аккуратно разложенные разноцветные кукольные глаза… Я решил исходить из того, что все вышесказанное не аллегория, не поэтический образ, а вполне реальный факт — в мире этого сюжета, естественно. А раз это реальность, то на ее основе можно строить какие-то догадки и делать выводы — чем я, с вашего позволения, и займусь.
Начну, как и положено, с определения: что такое кукла? Кукла — внешнее подобие человека. Но куклы Розена — не просто внешнее подобие; они одушевлены (можно сказать — анимированы! ); каждая из них имеет свой характер, так что можно сказать, что они подобны человеку во всех его особенностях и проявлениях. Можно вспомнить и первое впечатление Сакураги — он ведь (негодник! ) не удержался и потрогал Синку (за что впоследствии был наказан! ), и удивился тому, что она, оказывается, не такая твердая и холодная, как можно было ожидать… Вот это-то я и сделал основой для своего маленького рассуждения. А конкретным основанием его послужила зеркальная асимметрия человеческого организма — ведь, наверное, логично будет предположить, что кукла отражает и такое его заметное свойство? У человека, если вспомнить анатомию, левой половиной тела управляет правое полушарие головного мозга — оно же отвечает за отрицательные эмоции, интуицию, образное мышление и многое другое, что в нашем сознании прочно связано с понятием «душа», а так же с женским началом. Связывая это с предположением о безжизненности левого глаза Барасуисё, можно сделать рискованный, но логичный вывод — безжизненность глаза просто отражала ее эмоциональную и душевную пустоту. Это, кстати, подтверждает и ее постоянное хихиканье: эйфория — один из признаков упадка функции правого полушария… Ну, левой рукой для магических пассов она все же пользовалась — больше, правда, она руками ничего и не делала. При этом сила магии была просто дикой… Откуда она брала эту силу, ведь своего медиума у нее вроде бы не было? Хм… А вот в этом я позволю себе усомниться! И, хотя фильм не дает никаких намеков на этот счет, и моё предположение не основывается ни на чем, кроме следованию художественной логике сюжета, все-таки не удержусь и скажу — скрытым от глаз медиумом Барасуисё является ее создатель, ревнивый ученик Розена по имени Энджу. Именно через свою любимую куклу он дал выход самой сильной страсти — любви к самому себе! Страсть эта оказалась воистину необорима — и так же иссушающе-бесплодна, поскольку не дала творению мастера главного — души. Мы ведь так и не увидим ее мистическую розу — наверное, просто потому, что ее и не было… Выходит, ученичка-то в приличном обществе полагается бить канделябрами, как шулера — ведь он играл, не поставив на кон ничего! Однако не пойман — не вор, победителей не судят, а кто не рискует, тот не пьет шампанского… Да ведь и риск, на первый взгляд, полностью оправдался! Поставив на кон лишь такую эфемерную вещь, как честь, Энджу выиграл (как он полагал), все — ведь, в конечном итоге, все мистические розы оказались в его творении. И главная сцена фильма началась именно как миг его торжества! Полная и безоговорочная победа, добытая путем насилия, подлости и предательства — то есть вполне законная и честная, на взгляд победителя. А добытые души проигравших — это такой трофей, военная добыча, которая сделает их обладателя еще богаче и сильнее… В общем-то вполне нормальная дикарская логика, по которой полагается съесть печень убитого врага, чтобы присвоить себе его доблесть. Однако в упоении триумфа новоявленный Отец совсем не учел, что кроме магических сил поверженных кукол Барасуисё вдруг стала вместилищем и их личностей, со всеми их переживаниями и даже страданиями… Проще говоря, получив все мистические розы (и последней — розу Синку! ), Барасуисё получила и все чувства, наполнявшие живых кукол, и даже их воспоминания. И вот, в какой-то момент этого извращенного торжества мертвого над живым, безликого над личным, безразличия над страданием, подавленные чувства начали оживать, наполняя собою пустую душу ущербного творения Энджу. Так зеленый росток, силой жизни превозмогая давящую тяжесть, пробивается из-под асфальта, или родник, ища путь к свету, раскалывает камень… Рано или поздно, но стихия берет свое, невзирая на все искусственные преграды. В случае Барасуисё можно сказать, что чувства эти ее переполнили, начав разрушение искусственных границ ее души, которая для куклы является ее телом… Глубина этих чувств оказалась слишком велика для души, изначально наполненной лишь тщеславием мнимого Отца, обращенным его творением на него же в виде слепого обожания. Если вспомнить, то Барасуисё за весь фильм и не выказывала ничего другого — ни страха за свою жизнь, ни ненависти к соперницам, ни даже огорчения от потерянной руки (только вспомнить, как страдала Синку от этого же в предыдущем фильме! )… Но бурлящий поток чужих страданий вдруг оказался ее собственным, и этот поток мгновенно переполнил мертвую половину души, зримо выплеснувшись из левого глаза! И пусть это были чужие слезы — сейчас они принадлежали ей… Вообще-то от такой эмоциональной встряски человек наверняка бы сошел с ума. Даже машину, пожалуй, замкнуло бы от перегрузки… А кукла? Она ожила… С чужим отчаянием она обрела и саму способность к чувствам — и начала жизнь в мертвом теле, прожив ее от младенчества до глубокой старости за несколько секунд… Да уж, как сильно старят слишком бурные чувства! Почему же она не избавилась от них вместе с мистическими розами сводных сестер, даже поняв, что погибает? Наверное, потому, что не смогла отказаться от чего-то, оказавшегося для нее ценнее жизни… Впервые за время своего призрачного существования она стала способна на самостоятельно чувство — ведь вместе с отчаянием она познала и любовь! Обычную, нормальную любовь к своему создателю — но именно ее собственную, то есть любовь куклы по имени Барасуисё, а не бездумного отражения личности Отца… Можно сказать, что с чужими чувствами, восстановившими ее из неполноценности, она обрела свое «я», став человеком — и женщиной. И, несмотря на ужас перед разрушением бренной оболочки она уже не смогла — вернее, не захотела! — отказаться от возможности быть счастливой. Хотя бы несколько секунд… Нельзя без содрогания видеть, как она ласкает своего создателя крошащимися пальцами; лицо, исполненное нежностью, проваливающееся в пустоту… Наглядное пособие для психиатра — саморазрушение и коллапс… Но это был ее выбор — первый и последний. И урок ее самоуверенному творцу, решившему, что достаточно искусный ремесленник может достичь вершин искусства… Однако в реальности речь идет не о сравнении качества изделий, а о сравнении глубины чувств, в них вложенных. Естественно, что дитя одной только гордыни не сможет вместить в себя все лучшие душевные свойства и сплавить их в идеал. Так что проиграла не кукла — проиграл творец, который возомнил себя Мастером (что в контексте данного сюжета означает полноправного Бога). Кстати, интересно было бы проследить его дальнейшую судьбу — вразумила ли его эта неудача? Извлек ли он урок?.. Ну, это задача уже для другого произведения… Хотя — кто попытается хотя бы в общих черта определить задачу именно этого творения анимешного искусства? Мне почему-то кажется, что его создатели окажутся последними… Но даже если и так, и они сами не ведали, что творят (что вполне вероятно! ), то интуиция, в конце концов, все же вывела их из дремучего леса этого кукольного эпоса — может, на опушку, а может просто на прогалину, где видно небо… И можно устроить привал… э-э — то есть, финал! А в финал этот, как обычно, попытаться вложить все, что не успели за время основного сюжета — намного больше, чем способен передать получасовой эпизод средствами кино. Но это, пожалуй, лучше, чем наоборот… Вообще, вызывает если не уважение, то сопереживание тот бесстыжий энтузиазм японских сочинителей, с которым они создают эпические полотна буквально из того, что попалось под руку, в младенческом неведении того, что же именно из недр мировой культуры они извлекли… вернее, сперли! Несуразности же в сюжете иногда творятся, похоже, специально — с расчетом, что человек, которому понравиться фильм, поневоле будет напрягать мозги в инстинктивном желании хоть как-то его завершить — и найдет в оном гораздо больше, чем изначально было заложено (запихано, свалено в кучу! ) Вот и я попробовал… И теперь мне остается уповать лишь на то, что третьего сезона не будет, и ничего из того, что я нынче наплел, не будет опровергнуто в рамках этого сериала!


+6Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура