Давным-давно в одном королевстве жил прекрасный принц. Он сражался с Великим Вороном, но так и не смог его победить. Чтобы запечатать Ворона, принц разбил свое сердце на маленькие кусочки, и с тех пор его душа была потеряна... Давным-давно в одном озере жила маленькая уточка. Она всем своим крохотным сердечком полюбила несчастного принца и захотела ему помочь... Давным-давно в одном доме жил мальчик. Он отчаянно хотел защитить своего друга, только вот не знал, что так только начинается его собственный, очень сложный путь... Давным-давно в одной балетной школе училась несчастная девушка. Пытаясь обрести свое счастье, она с каждой попыткой становилась все несчастнее и несчастнее... Давным-давно в одном городе жил сказочник, сказки которого становились реальностью. Однажды горожане собрались и отрубили ему руки, чтобы он больше не мог писать. Но сказочник, желая отомстить горожанам, кровью написал свою последнюю сказку...
О чем это я? Об аниме "Принцесса Тютю". О совершенно шедевральном и уникальном аниме-сказке. Редко встретишь японский сериал, в котором точно отображен европейский дух. Японцы нет-нет, да возьмут и переосмыслят, перекроив все на свой лад. Но только не в "Принцессе": здесь безраздельно царит атмосфера сказок Гофмана, Шарля Перро, братьев Гримм и Андерсена, хрупкая, удивительная, живущая по своим особенным, сказочным - и в то же время крайне логичным - законам. Основным фоном и в то же время выразительным средством в этом аниме является балет. Герои учатся в балетной школе, танцуют, когда дерутся, танцуют, когда колдуют, и танцуют, когда просто выражают чувства. Балет насквозь пронизывает весь сериал, он дает множесво скрытых намеков и обьяснений, так что если вы ознакомлены с классическими постановками таких вещей, как, к примеру, "Лебединое Озеро", "Спящая Красавица", "Жизель" и "Щелкунчик", некоторые моменты во время просмотра станут для вас намного яснее. Хореография дополняет смысл, который излагает сюжет. Хотя даже и не помня все па и арабески, аниме можно смотреть спокойно. Главное - хорошо относиться к балету, ведь он там занимает немалую часть экранного времени.
В аниме полно аллюзий на разные сказки и сюжеты балетов. Самым явным и основным является мотив "Лебединого Озера": он и в фабуле сюжета, и в ролях главных героев, и в атрибутике. Танец Филина танцует превращающийся принц, старинную, изначальную постановку танца умирающего лебедя танцует в одной из последних серий Ру. Немного более скрыт мотив превращения гадкого утенка, который явно выражен только в оупенинге, хотя на самом деле и пронизывает все произведение. Из "Щелкунчика" присутствует сказочник-Дроссельмейстер, который сопровождает героев весь сериал. Ну, и отдельные элементы в каждой серии: из "Жизели", "Гензеля и Греттель", "Спящей Красавицы" и многих, многих других. А знатоков известных исполнителей балетных партий еще и ожидает один маленький приятный сюрприз. Но несмотря на обилие параллелей "Принцесса Тютю" не является просто сборной разрозненных европейских сказок. В ней есть свой собственный сюжет - и сюжет свежий, оригинальный, хорошо скомпонированый, с неожиданными и интересными поворотами и с нетривиальной концовкой.
Драмы в аниме много, особенно во второй половине. Это не натуралистическая, практически грубая экспреонистическая драма, но и не сахарно-сентиментальные страдания. Юмор также есть в наличии: в основном его обеспечивают всякие разные танцующие зверушки вроде крокодила, бегемота или шедеврального учителя балета Нэко-сэнсея, а также сама главная героиня вместе с ее двумя подружками. А еще - еще в этом аниме есть любовь. И первая, восхищенно-восторженная, когда кажется, что можешь позволить себе только наблюдать со стороны за обьектом обожания. И трагическая, когда ради любви совершаешь ошибку за ошибкой. И та, в которой между влюбленными не сказано ни слова о любви, но сердца уже давно бьются в одном ритме, и нет в мире человека дороже.
Два слова о технике исполнения. Во-первых, композиция. И в первой, и во второй частях есть период, когда серия за серией повторяется одна и та же структура сюжета. В первой это сериявозвращение осколка сердца, во второй - серияпопытка похитить сердце. Собственно, если не учитывать этих моментов, сюжет развивается постепенно, сквозным движением из серии в серию. Во-вторых, рисовка. Она довольно специфична: большие головы, большие глаза, особенно у девочек, тоненькие тельца, длинные худые руки и ноги. Любителей анатомической правдивости покоробит, хотя на самом деле смотрится совсем не ужасно. К тому же, к огромным плюсам стоит приписать то, что все движния и в первую очередь танцы динамично прорисованы, что редко встретишь в сериалах. В-третих, музыка. Ну, конечно же, это куски из балетов. И собственный, достойный саундтрек. Он не запоминается как что-то феноменальное, но годно поддерживает атмосферу аниме.
Вердикт: аниме смотреть, но не всем. Эта вещь подходит людям, еше не до конца окостеневшим во взрослой жизни и способным окунуться в тонкую атмосферу сказки. Человек другого склада характера просто не поймет прелестей "Принцессы Тютю" и будет считать, что потратил время зря. Но если вы можете понять сказку и проникнуться миром, существующим по сказочным законам - это аниме для вас (:
|