А что ни говори, "Тамала" - это в первую очередь насмешка над обществом, человеческим, современным (хотя последний аспект не слишком-то принципиален). "Тамала" - жестокая сатира, над которой не хочется смеяться. "Тамала" - недосюр и недосоцреализм, который можно было бы назвать невнятным артхаусом, но не получается. Потому что внятность там видеть хочется и - при должном желании - можется. Несмотря на кажущуюся бессмысленность происходящего, проблемы, поднимаемые в фильме, обозначены довольно четко. Правда, авторского видения, как их разрешить, ждать не стоит - да и никто не собирался вам его высказывать. Более того, аниме даже не провоцирует зрителя на поиск собственных ответов - в этом нет никакого смысла. Потому что "Тамала" - это постмодернизм как он есть, и хотя в наши дни этот ярлык часто любят лепить на что ни попадя, в данном случае это более чем оправданно.
Принадлежностью к вышеозначенному направлению в фильме сквозит буквально каждый кадр. Графика здесь - не имеющее аналогов смешение дестких американских короткометражек первой половины прошлого столетия, компьютерных флэш-игрушек и нарочито-киберпанковских 3D-вставок. Мир - абсурден, чернобел (как в прямом, так и в переносном смыслах) и лишен логичности. Сюжет большую часть времени неочевиден и касается таких спорных тематик как прогресс, религия и влияние крупных монопольных организаций (или даже брендов) на общество в целом. Отсылки к произведениям мирового искусства? Пожалуйста: Уайльдовского Принца теперь нельзя назвать счастливым, он не стремится помогать бедствующим, и их взаимные с ласточкой чувства можно охарактеризовать как ненависть. Главная героиня, по имени которой был назван фильм, развязна, бездумно жестока и наивна, как котенок. Мессия кошачьего мира не брезгует курить, материться и трахаться с первым попавшимся - но это не помешает ей испытывать к нему нежность. В своей непосредственности и чистоте Тамала - по-настоящему светлый персонаж. Но бесконечный цикл ее смертей и перерождений - маркетинговый ход, выросший из древнего культа, призванного путем кровавых жертв создать новый мир, и начало его уже совсем близко.
Вот только дистанцировавшиеся на протяжении всего фильма авторы в конце сделали необычный ход, показав, что надежда, пусть такая размытая, все же есть. Потому что все равно Тамала продолжит искать свой Орион, чего бы ей это ни стоило.
|