«Патлабор» не может быть красив, ведь когда он создавался, само «Production I.G» было молодо-зелено, да Мамору Осии был, если не юн, то самобытно известен отчасти благодаря «Яйцу ангела», вещи настолько артхаусной, что говорить о коммерческом успехе довольно сложно. Были, конечно «Несносные пришельцы» и «Чудесное путешествие Нильса», но на них Осии имя себе не сделал, хотя отрицать его новаторства с «Далласом» первым в истории жанра OVA–сериалом, тоже нельзя.
Но факт вещь упрямая, ей все равно, что данный фильм не столь широко знаменит в широком кругу т.е «Патлабор» местами неприлично красив, и чуть ли не противозаконно стильно, для технологического детектива, поставлен. Как бы ни пугали зрителей, наличием роботов, Мамору снял фильм не про меха, и уж точно не про комичных полицейских из мобильного отдела. Хотя юмор поначалу несуразнее ругаемых критиками неповоротливых ботов, и, кажется того и гляди начнется какой-нибудь детский сад о ля «Доминион - танковая полиция». Ибо мужественная полицейская и орущий начальник, и специфичный придурковатый юмор наводят поначалу на определенные сравнения.
Слава Момору он утрирования и клаунады избежал, да и комизм не стал всерьез деформировать общий серьезный настрой фильма, а напротив, трансформировался в бытовые зарисовки, придающие медитативно-отрешенному течению фильма буфер, супротив надуманного пафоса, чем нередко грешат футуристы. Мельчайшие детали, скрупулезность и почти фотографическая точность в передаче интерьеров, зданий, машин и прочей машинерии – все это внушает уважение к людям, замахнувшимся еще во втором своей проекте, как отдельной студии, на новые горизонты.
Замах получился масштабный, порой витиеватые гигантские конструкции задних фонов напрочь отвлекают внимание от персонажей, что впрочем, не удивляет, учитывая их незамысловатые физиономии анимешной национальности 80-х. Да эти лица – это тяжкий груз, доставшийся от телесериала, от них ни режиссеру, ни зрителю не спрятаться, не скрыться. Но Мамору и с плохой миной на физиономии персонажей смог сделать довольно таки неплохую игру.
Тот же «Призрак в доспехах» явно был основан не на пустом месте, и разве что чуть-чуть более раскошен нежели «Мобильная Полиция», такой плацдарм явно был не просто разминочным лагерем. «Патлабор» ни сколько калька, сколько планка качества, благодаря которой возможно и «I.G» стала флагманом в анимеиндустрии. И набрала баллы не количеством, но за счет качества выпускаемых работ.
Как всегда, но в то время именно, что впервые, фильм Мамору - про пути развития цивилизации и человека, пустые птичьи клетки и заброшенные здания, и те и другие покинуты своими жильцами, эти аллегории еще много где позднее у Осии будут фигурировать. Полнометражный фильм, снятый по достаточно длинному ТВ сериалу, в чем-то неуловимо больше, чем просто о сложности дешифровки причин механического бунта, или про зловещий хакерский терроризм. И не ограничивается простой головоломкой с тремя неизвестными – за вирусами и микросхемами притаился мятежная человеческая натура, вечно ищущая в себе искру божественного. Что–то ветхозаветное и почти библейское, что не теряется в индивидууме в эпоху глобальной кибернизации.
Неспешный, как будни следователей детектив перемежается активным действием, без нарциссизма типичного для меха-проектов – сухо и по теме возносятся к небесам вороны, людские думы о развитии цивилизации и шпили новоявленных высоток. Будущее «Патлабора» невероятно похоже на настоящие, всего-то на полшага за поворот истории, заставляет задумываться о НеоВавилонских Башнях и прочих зловещих урбанистических предзнаменованиях современности и стоит того, чтобы стоять в одном ряду с другими хитами талантливого собаколюба из Токио.
|