World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (89)
 - компании (4)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Nevland
Nick Unknown
p0pwax
ataryq
Contributor
Kibernavt
mortezuboskal
kopudop2
TheFox



вернуться на страницу аниме «Евангелион» | вернуться на страницу комментариев



SYAVA-2 | СА?: 5 лет 7 месяцев | отзывов 4, их сочли полезными 15 раз 2010.05.15

Недавно посмотрел первый фильм проекта «Rebuild of Evangelion» - «Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone» и понял, что неплохо бы повторно просмотреть оригинальный сериал 1995 г. Во второй раз NGE по неясным причинам смотрелся не в пример легче и быстрей, чем в первый. Возможно потому, что я смотрел его с критическим отношением, пытаясь понять, отчего NGE периодически называют «шедевром» и «лучшим аниме в истории».
В NGE мне видится два сюжетных пласта: 1) «личностный» - персонажи и раскрытие их характеров, 2) «глобальный» - события мирового масштаба (пресловутый Проект Комплиментации человечества). Анно Хидэаки представлял своё детище как психологическую драму, стало быть «личностный пласт» первичен, он является целью повествования, а «глобальный» - средством. Но проблема в том, что эти пласты никак не желают слиться воедино, образуя общую сюжетную линию. Я вовсе не против фантастики как художественного средства (а фантастика именно средство, а не жанр), но в данном случае она лишь осложняет восприятие. Я не понимаю к чему весь этот апокалипсический антураж, если авторы задумали снять обычную подростковую драму. Зачем вставлять в сериал тонны псевдонаучного и псевдорелигиозного бреда, который несут персонажи (именно «псевдо-», т. к. Евангелионы научны в той же степени, что и толкиеновские эльфы, а все отсылки к христианству и иудаизму, по словам ассистента режиссёра Казуи Цурумаки, присутствуют «лишь для выделения Евангелиона из общей массы меха-аниме и не несёт никакого дополнительного смысла»)?
Кстати, сама идея синтеза науки и религии мне представляется весьма сомнительной, поскольку невозможно синтезировать две взаимоисключающие вещи. К тому же, в религии создатели разбираются не важно, вследствие чего мы видим кашу из кровавого моря в Антарктике, странных существ, по неизвестным причинам названных «ангелами» и каббалистического древа Сфирот (в фильме «The End of Evangelion»).
У меня сложилось устойчивое впечатление, что Рэй, Синдзи и Аска под руководством Мисато «мочат» ангелов, попутно проводя глубочайшие самоковыряния, а Гэндо, Фуюцуки и Seele ведут свою игру, которая имеет мало отношения к другим персонажам. В общем, можно было снимать два сериала.
Меня забавляет смотреть на то, как в недалёком прошлом представляли себе недалёкое будущее. Конструируя мир будущего, фантасты акцентируют внимание на социальных, политических и географических изменениях, которые, по их мнению, должны произойти, но при этом не учитывают различные бытовые мелочи, которые как раз и определяют «дух эпохи». Человеческая фантазия зачастую просто не в состоянии их вообразить. Так и в NGE: у создателей хватило воображения выдумать огромных биороботов, но предугадать появление МР3 они не смогли, и Синдзи в 2015 г. слушает музыку на кассетном аудиоплеере, которые уже к началу 2000-ых г.г. были анахронизмом. В результате получилось не будущее, а гротескное настоящее. Впрочем, этим грешит не только NGE.
На протяжении всего просмотра меня не оставляло чувство, что Анно Хидэаки – гигантоман. Не могу иначе объяснить гигантский подземный город, гигантских роботов, включающихся в гигантские розетки и стреляющих из гигантских пушек в не менее гигантских ангелов. Ещё одной неясностью стало название роботов. Насколько я понял, их назвали «Евами» поскольку первого ангела прозвали «Адамом». Но откуда взялось слово «евангелион»? Оно греческого происхождения и не имеет ничего общего, кроме первых двух слогов с семитским именем Ева.

Несколько слов о психологической составляющей. Многие восхищаются тем, как в NGE проработаны характеры персонажей. Мне, однако, показалось, что они делались под копирку. Все они (Синдзи, Аска, Мисато, Рицуко) в детстве пережили психологическую травму, а точнее трудности в общении с родителями, вследствие чего являются людьми закомплексованными, в той или иной степени, не прошедшими социализацию. Слишком однобоко и конвеерно. В принципе, всё логично, к примеру, комплексы Синдзи мне вполне понятны, поскольку я сам им частично подвержен. Но в отличии от Синдзи, я в никаких потрясений в детстве не испытывал и отношения с родителями у меня складываются отлично. В чём же тогда причина моих комплексов? Не всё так просто и поверхностно, как показывается в NGE. И не бывает в реальной жизни чистых типов темперамента, которые демонстрирует сериал. Самым нереалистичным героем считаю Рэй Аянами. У каждого человека, так или иначе есть объект привязанностей и чаяний, зачастую становящийся смыслом существования. Аянами же флегматична настолько, что ко всему относится с абсолютным безразличием. Хотя на этот счёт у сценаристов заготовлена «отмазка»: Аянами то ли клон Икари Юи, то ли вообще Лилит – второй ангел. Лучше всех получилась Аска – она живая и настоящая. Правда, она всего лишь фон для Синдзи. В финале всё внимание концентрируется именно на нём, об Аске (так же как и об остальных героях) как-то забывают.
В одном из отзывов на world-art.ru прочитал такое мнение о психологии в NGE: «…её нарисовали и озвучили, но её там нет…» (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл высказывания я передал верно). Я согласен с подобным утверждением. Я не специалист, но, по-моему, постоянные вопли Синдзи, депрессия Аски, которую правильней было бы назвать сумасшествием и т. п. – это скорей из области психиатрии, а не психологии.
Самое слабое место сериала – это его концовка. Она же является самым спорным моментом. Судя по всему, к 25-ому эпизоду у студии «Gainax» элементарно закончились деньги, что лишило её возможности полноценно завершить сериал, и Хидэаки попытался создать на экране некое подобие психоанализа. Многие в три глотки орут о гениальности этого момента, но у меня полное отсутствие сюжета, ухудшающаяся в арифметической прогрессии из кадра в кадр анимация и многократное повторение одних и тех же фраз, вызвало лишь скуку и раздражение. Да и не преодолеваются комплексы так просто, для этого недостаточно понять их первопричину, требуется долгая и кропотливая работа. Одним словом, создатели облажались.
В 1997 г. деньги у них всё же появились, и было решено переснять 25-ый и 26-ой эпизоды в рамках проекта «The End of Evangelion». Я надеялся, что хоть там появится сюжет и всё встанет на свои места. Но не тут-то было. Вместо воплей в темноте показаны обстоятельства, под влиянием которых Синдзи сделал свой выбор. На этом плюсы заканчиваются. Всё происходящее на экране иначе как маразмом не назовёшь. Появился натурализм и абсолютно неуместная эротика. Музыка совершенно не сочетается с видеорядом. Сцена, где Синдзи рушит песочную пирамиду, а потом нам довольно долго показывают раскачивающиеся качельки убивает своей ненужностью. В общем создатели облажались окончательно (хотя не за горами выход двух последних фильмов проекта «Rebuild of Evangelion», интересно как проблема концовки будет решена там).
В завершение несколько слов об упомянутом в начале фильме «Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone». Первое, что сразу бросается в глаза – это на несколько порядков улучшившаяся графика (которая и в сериале была очень хороша для 1995 г.) Нет больше «висячих» кадров (например, сцена на железнодорожной станции, где Мисато долго смотрит на Синдзи, или уже упомянутая сцена с качельками), что так раздражали в NGE и ЕоЕ. Использованные 3D эффекты весьма и весьма хороши. 6-ой (в сериале 5-ый) ангел Рамиил, постоянно трансформирующийся в различные геометрические объекты, прямо таки произведение искусства. Сюжет пока существенных изменений не претерпел, хотя количество ангелов было сокращено до четырнадцати. Единственное, в чём ремейк проигрывает сериалу – саундтрек. Он получился каким-то невыразительным и незапоминающимся (особенно по сравнению с легендарной песней «A Cruel Angel's Thesis», окрывающей сериал).
Подводя итог, скажу, что NGE не является шедевром. Говорят, что его многие художественные находки позднее стали штампами (во всяком случае, клоны Рэй Аянами расплодились по бесчисленному множеству аниме, например, Юки Нагато из «Suzumiya Haruhi no Yuuutsu»). Возможно, в 1995, NGE смотрелся совсем иначе, чем в 2009-2010 гг. Но, по моему скромному мнению, среди аниме есть куда более сильные подростковые драмы. Я очень сомневаюсь, что этот сериал поможет кому-то выйти из подросткового кризиса, уж больно депрессивную атмосферу он создаёт (особенно ЕоЕ). Простые житейские истины, показанные через эсхатологическую призму с изрядной примесью пвсевдонаучной болтовни и серьёзными претензиями на психологизм, теряют свою привлекательность. Не стоит плодить сущности по принципу бритвы Оккама. Я придерживаюсь старой как мир формулы «всё гениальное просто», а «Evangelion» простым никак не назовёшь.


+13Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура