Много раз пытался смотреть "Евангелион" за последние годы и, к счастью, посмотрел его целиком только в этом году. Сейчас он кажется проще и понятнее, чем в прошлом, а что-то таким заметным, что удивительно, как об этом не писали раньше. Наибольшее отторжение при просмотре (классического варианта) вызывает у меня в основном только Аска, кроме нее остальное воспринимается спокойно по принципу "но ангелы, ну евы, ну адам, а смысл?" с пристальным вниманием к жизни других персонажей. Каких только восторженных эпитетов не давали Аске, но в целом это довольно отрицательный человек по состоянию души. Мне, вроде бы понятно, хотя бы в первом приближении, что ей движет. Считая своим идеалом и самым любимым человеком свою маму, она вместо ласки и заботы перенимает пережитое чувство неполноценности (то есть она уверена, что мать - идеальна, а потеря любви к ней вызвана только действиями Аски в прошлом, а не сумашествием родителей). Как Маугли, живущая среди душевнобольных, она переняла их чувства и стала отдавать их же всему миру. Прежде всего, она стремится к физическому совершенству и абсолютной защиты от внешнего мира, поэтому пилотирование Евы для нее как "шанс прожить свою жизнь заново с лучшим счетом не зная неполноценность". Ее отношение к слабым и беззащитным (похожим на нее саму в младенчестве, кого она считает "куклой" - но только не себя) назову садистским, как смесь одновременного желания и самой сделать приятное для них, так и злости, наказывающей "ничтожество в ее глазах за незаслуженную любовь" (чем для нее было ее детство). Так что ее обычное поведение к Синдзи - это ее возможное отношение к собственным детям (и к ней самой к себе), "затюкивание" живого человека до состояния куклы и полное безраличие к его судьбе в будущем. Момент, когда она была свободна от самой себя - это сцена с "хождением во сне", когда она была готова на все ради "надуманной любви мамы к ней" (в лице Синдзи). И тут выступает ее желание любить Кандзи, быть желанной для человека, который для нее заменил "образ отца", и от которого вероятно она хотела бы ребенка. Вспоминая сцену "насилия мозга", можно предположить, что она обожествила его как силу, способную любить, не причиняя боли. Сцена со старостой демонстрирует ухудшение ее душевного здоровья, когда человек ради нее добровольно становится как ребенок, готовый претерпеть физическую боль, лишь бы быть любимой ей, Аска не выдержала и осудила себя, потеряв и любовь к окружающим, и любовь к себе, которая стала чувством ненависти ко всему миру, типичное для самоубийц. Я не видел "альтернативных концовок", в которых мои гипотезы (имеющие право на самостоятельное существование) могут не подтвердиться, но они вернее, чем разговоры о "выпендреже" или "самоотверженности" Аски.
|