Присутствуют спойлеры
Еще не отгремели последние залпы орудий Макросса, еще не успели остыть поклонники, как родился на свет этот фильм. Альтернативный вариант событий сериала, компиляция его сюжета и одновременно творческое переосмысление, с невероятным по качеству видео рядом и новым хитом Минмей — таков он, «Макрос: Помнишь ли нашу любовь?»
Сюжет фильма — одна из самых спорных его сторон. В нем есть как удачные находки, так и явные просчеты. Первой проблемой становится завязка, которой по сути нет. Мы не знаем что это за корабль, почему у него внутри целый город и как он оказался вдали от Земли. Последующие события во много повторяют события сериала (спасение Минмей, вынужденное заточение, пленение героев и допрос), но изменились, причем не всегда в лучшую сторону. Когда в сериале Минмей и Хикару оказались замурованы в одном из отсеков корабля они прожили там целую неделю и это выглядело тяжело и страшно. Здесь же они просто получили отпуск на пару дней. Там Рой волнуется «Как ты выжил?», здесь главный вопрос: «У тебя ничего с ней не было?» Впрочем все это перекрывает сцена захвата героев: прогулка на истребителе, попытка вступить в бой без оружия и захват Фоккера, напившегося перед боем.
Но в тот момент когда уже начинает казаться, что перед нами всего лишь неудачное переложение событий оригинала, действие переносится на Земле и сюжет наконец-то показывает себя во всей красе. Мрачные пейзажи выжженной поверхности Земли, усеянной кратерами взрывов, пустынный мир. Отчаяние людей, оказавших вдвоем на обезлюдевшей планете, попытки Хикару успокоить Мису, и конечно же та знаменитая сцена с «обедом» - эти эпизоды сняты невероятно умело и даже если вы не любитель мех, фильм стоит смотреть хотя бы ради них. Кроме того, хорошо получился и сам корабль Протокультуры — осколок древней и загадочной цивилизации, мертвый город, вынырнувший на поверхность Океана.
Сами главные герои раскрыты едва ли не глубже, чем в оригинале, и это при столь малом количестве времени. Изменились и характеры: Хикару взрослее и ответственнее, особенно это видно в эпизодах на Земле; Миса пожалуй немного мягче и нежнее, особенно во второй половине, отчасти напоминая себя в последних сериях; Минмей уже не производит впечатление глупой и легкомысленной девушки. Есть конечно и минусы, например история о женихе Мисы сведена к флешбеку на пару секунд, а Минмей из-за пленения на долгое время выбывает из сюжета.
К сожалению, при хорошо проработанных главных героях, с второстепенными вышел один большой минус. Более менее время уделено лишь Рою Фоккеру, да и тот нужен лишь для героической гибели. При этом на свое последнее задание отправляется сильно напившись, видимо решив переплюнуть нелепость своей предыдущей гибели. Его любовь к чернокожей Клаудии свелась к паре фраз и одному поцелую, а сама она появляется всего на пару минут.
Остальные герои и вовсе превратились в статистов. Тот же Макс нужен лишь для пары сражений, его отношения с Милией вообще не показаны: сперва победил, после они уже вместе. И какой скажите смысл был в Кайфуне, который произносит всего пару слов и даже не назван по имени? Или в троице шпионов зентреди, появляющихся на несколько секунд? Здесь даже есть Квамзин, о существовании которого можно узнать лишь из титров (помните зентреди, с которым сцепился в последней схватке Фоккер). Бадолза и Лапламиз и вовсе превратились в Биомозги боевых кораблей. Из всех этих камео более-менее менее на месте лишь Глобал с командным составом Макросса и Бритей с Экседором — должен же кто-то командовать в бою.
Сами зентреди в фильме смотрятся явно хуже, хотя для них даже придуман оригинальный язык (позже был использован в «Макросс II»). И дело не только в том, что из-за измененного дизайна они похожи скорее на расу искусственных гомункулусов — все эти светящиеся фонари, порядковые номера в конце имен, Экседор который и вовсе стал биороботом. Основная проблема — тема контакта с ними сделана на порядок хуже. В сериале хорошо показано как зентреди постепенно проникаются культурой людей, здесь же сперва сражаются с людьми и боятся «культуры», а позже внезапно объявляют о мире и готовности к сотрудничеству. Столь же нелогично выглядит внезапное решение Бадолзы уничтожить своих неожиданных союзников, стоило лишь показаться флоту мельтранди.
Мельтранди — один большой просчет. С одной стороны авторы сделали неплохое объяснение наличию у зентреди женщин (они теперь воюющие стороны), но раскрыты эти амазонки еще хуже, чем в сериале. Жалких десять минут экранного времени, пара небольших стычек и одно большое сражение, в котором весь флот Мельтранди был уничтожен одним (! ) выстрелом Бадолзы — непонятно, чего зентреди вообще их опасались и почему до сих пор не разделались. При этом кроме боев других контактов с девушками вообще нет (даже с Милией). При этом забавно, что мельтранди фактически заняли место Корпуса Наблюдателей — Макросс в фильме стал их потерянным кораблем.
Один из главных плюсов фильма — это конечно же техническая сторона. Он не просто на несколько голов выше сериала, по качеству он — один из лучших аниме-фильмов тех лет. Особенно это касается техники: видны чуть ли не отдельные детали и винты на обшивки Макросса, стремительно проносятся «Валькирии», табуны ракет прорезают космос или небо мертвой Земли, взрывы и разлетающиеся обломки — перечислять можно долго, при этом никаких компьютерных технологий, только ручная работа. При этом фильм значительно более жестокий — мы можем видеть изрешеченные тела и раздавленные головы. К счастью, насилие подано малыми дозами хотя с непривычки может и шокировать.
Что до техники мира, то большую часть мы уже видели в оригинале, а почти все новиноки досталась пресловутым мельтранди. С другой стороны, появились новые модификации «Валькирий», а благодаря улучшенной прорисовки они и сами выглядят по новому. Кроме того, авторы постарались сделать мир более футуристическим: светящиеся платья, голографические изображения, транспорт. Зентреди же используют био-технологии, хотя последние раскрыты мало.
Песни «Макросса» всегда были одной из главных и лучших его частей. В «DYRL» можно услышать как некоторые из старых, так и новые, сочиненные специально для фильма. Первую скрипку тут безусловно играет «Ai, Oboete imasu ka?» та самая песня, вынесенная в заглавие, сыгравшая столь важную роль в последней битве и возглавившая хит-парады Японии.
В финале мы видим завершение обоих сюжетных линий: как любовного труголникиа так галактической войны. Приятный момент — сражение не только лучше сделано, но и более логично (Макросс и тысяча кораблей зентреди против пятимиллонного флота — это конечно маразм). Очень хороши и те два разговора: Хикару с Мисой (где он делает свой выбор и признается ей в любви) и его же с Минмей, когда он просит ее спеть песню для всех людей, ради их победы. Правда с учетом того, что с Минмей Хикару был знаком всего несколько дней, тогда как с Мисой провел на Земле целый месяц, при этом дело они зашло гораздо дальше поцелуев — у героя не было особого выбора. Конечно, было не слишком наблюдать в том же оригинале как он столько времени не мог решиться, но здесь у Мисы слишком очевидная фора — было бы интересней, если бы героинь хоть немного уравняли, что бы создать хоть какую-то интригу.
В итоге несмотря фильм безусловно удался, он достоин свое место в ряду фильмов о «Макроссе», но многочисленные недостатки не дают ему возможности стать шедевром. Хорошо прописанные главные герои — и абсолютно никакие второстепенные, безликая массовка и ненужные камео. Интересная задумка с введением третьей стороны — и отвратительная ее реализация, в результате мельтранди нужны лишь для пары боев. Прекрасные песни Минмей — и абсолютно нераскрытая тема постижения пришельцами культуры землян. Авторы постарались угодить фанатам и вместить сюда всех персонажей и основную сюжетную линию, забыв о хронометраже. Авторам следовало сделать что-то вроде «Видения Эскафлона. Фильм», где мы получили новую историю, пусть и в том же мире, с теми же героями. «Помнишь ли нашу любовь?» хорош именно благодаря новым эпизодам, но там, где нам повторяют старые момент он начинает спотыкаться и посматривать на своего старшего брата. Фильм не может полностью заменить оригинала, но в паре с ним он практически идеален.
Резюме: несмотря на практически не раскрытых второстепенных персонажей и местами скомканный сюжет, «Помнишь ли нашу любовь?» все равно удался. Прекрасная прорисовка, удачное раскрытие главных героев, «земные эпизоды», бои мех и песни Минмей — если вам понравился оригинал, то фильм обязателен к просмотру.
|