Уродливые цветы источают странный аромат – после просмотра андеграундных опусов стойкий привкус отчаяния!
Конечно, авторскому фильму Харады Хироси «Мидори» далеко до радикального авангарда бруталистов и ситуационалистов в кинематографе. Все познается в сравнении, если вспомнить «Зеленого Слоника», не случайно претендующего на титул «самого грязного фильма тысячелетия», то и «Мидори» может показаться незатейливым времяпровождением.
Однако, в связи с тем, что многим повезло не увидеть скандальный фильм Светланы Басковой, то рассматривать это аниме следует без изначально завышенного порога восприятия насилия, хотя крепкий желудок все-таки зрителю, как минимум, необходим. Также лучше оставить в стороне сравнения данного произведения с эрогуро, и прочим неформальным, но чрезвычайно коммерческим, в своем садистском эпатаже, продуктом потребления. А назвать «Мидори» финансово успешным проектом уж точно никак нельзя, вспомнив, хотя бы, как и кем, оно создавалось.
При описании «Shoujo Tsubaki» лучше ограничиться максимально сухим, прозаичным и почти медицинским беспристрастным стилем, ведь распаляться на смачные эпитеты и животрепещущие сравнения в отношении этого произведения – уже первый шаг к патологическому влечению.
«Мидори» вызывает бурю эмоций, что неудивительно, учитывая смесь кошмара реальной жизни главной героини, ее страшные сны и мясницкую фантасмагорию наведенных галлюцинаций. Иное дело, что после завершения сеанса, кроме будоражащего эмоционального осадка, негативной реакции на беспросветную безнадегу, раздумья о художественной ценности также возникают. Что далеко неожиданно, и не типично для трэша.
И, прежде всего потому, что эрогуро характеризуется и красуется отсутствием сюжета как такового, рваным и малообоснованным ритмом смены сцен садизма, некро и капрофилии. Оно давно и прочно дистанциолизировалось от традиционных постулатов художественной мысли, и представляет по большей части рисованное порно, не ограниченное физиологическими рамками и уголовным кодексом.
Действительно, поначалу кажется, что и «Мидори» только нарезка шокирующих ситуаций, откровенно жестоких сцен, рисующих нравственно падших уродцев и их издевательства над двенадцатилетней Мидори, волею случая оказавшейся «своей среди чужих».
Но, с течением времени, стержень сюжета все-таки проявляется в полном объеме, и обретает стройность и последовательность. И, прежде всего, с момента появления в истории карлика – гипнотизера Удивительного Масамитсу, и вплоть до неожиданного, хоть и предсказуемого, как удар ножа, окончания фильма. Его так и хочется назвать эпитафией над мечтой Мидори убежать от ужасов в малознакомый ей мир счастья. Да жизнь скоротечна и недолговечна, гораздо хуже, когда это даже не жизнь, а выживание.
Понятие нормальности в среде моральных уродов, и физических калек в мире «Shoujo Tsubaki» весьма зыбко и почти не имеет точки приложения. Фильм скорее доходчивая иллюстрация к весьма горькому высказыванию: «Человек - это такая сволочь, что с течением времени ко всему привыкает и приспосабливается».
Судить о какой–либо эстетизации секса и насилия однозначно затруднительно, несмотря на несомненный талант мастера на все руки, господина Хироси, все творящееся в фильме настолько анатомично, что скорее подходит криминальной хронике, нежели трудам почитателей маркиза Де Сада.
Зрители в фильме, приходящие полюбоваться на телесные изъяны, как любая любопытствующая аномалиями толпа, лишена и этики, и нравственности. Уродливые тела влекут уродливых душой. И назвать зевак хранителями положительных черт человеческого характера, вряд ли осмелится самый наивный посмотревший этот фильм.
Нет в «Мидори» постмодернистского разочарования цивилизацией, ибо нет в ней никакой цивилизации, и ее шатких постулатов, печальная история эта могла произойти в любые эпохи и в любых странах. Есть нескрываемый крик тоски, вопль в спешащей толпе, которой все равно, что кто-то где-то страдает и умирает.
И в итоге может закрасться мысль, что творению Харады Хироси применима меткая фраза Константина Райкина: «Что такое страшный сон артиста? Это когда тебя не надо, а ты есть! »
|