ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ Берсерк - это, по-видимому, одно из тех нешаблонных аниме, которые имеет смысл смотреть в любом случае. Отношение после просмотра может быть разным. И положительное, и неоднозначное, и даже отрицательное отношение здесь может, в принципе, быть достаточно глубоко мотивированным и неповерхностным.
Музыка и английский текст в Opening и Ending - чужды не только атмосфере данного аниме, но и fantasy жанру вообще, пусть даже в японской неклассической "слабой" вариации. Гитарное бренчание, сопровождаемое англоязычными американическими по духу словами (т.е. не средневеково-европейскими, и даже не японскими). Приходилось каждый раз проматывать, чтобы не слышать этого.
У чисто отрицательных персонажей вульгарно-отталкивающая рисовка их лиц заставляет вспомнить старую мультипликацию для детей. Cочувствующие Гриффиту придворные благородством черт своих лиц почему-то резко отличаются от настроенных враждебно. Внешний вид последних производит впечатление сугубо карикатурных злодеев и интриганов. Лицо лорда Юлиуса прямо-таки излучает ненависть.
Неразумо выглядят некоторые поступки Гриффита. По крайней мере, в рамках аниме они смотрятся нелогично и нелепо. Да и попытки изобразить "дальновидный расчёт" Гриффита местами выглядят натянутыми и неубедительными, поскольку понятно, что в реальности такая одновариантная "дальновидность" запросто могла бы не сработать.
Претензий к устаревшей рисовке, как ни странно, нет. Она по-своему очень даже неплоха для аниме такого рода. Некоторые фоны, например зимнее время и снег, хорошо передают атмосферу.
Отсутствие чрезмерного упора на экшен-динамику в боях, при рассмотрении с определённой позиции, оказывается немалым плюсом, а никак не минусом. Мельтешащий экшен рождает ощущение примитивного жанра, и рассчитан на людей, которые не постигли благодатности органически равнодушного бесстрастия к "адреналиновым" сценам, играющим на низкоуровневых, "спинномозговых" струнах психики. Но, главное, суетливо-динамичный экшен убивает атмосферу эпичности, или, во всяком случае, не порождает её - при том, что на это способна рисовка полустатическая, когда она в нужные моменты подчёркивает ключевые сцены, выражения лиц и т.п.
ДАЛЬШЕ ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
Из персонажей больше всего симпатий и интереса вызвала Каска - и внешне, и по её женскому характеру. На втором месте - Гатс, характер которого отнюдь не сводится к малоприятному субъекту с трудным детством, как казалось по первым сериям. Характеры и Каски, и Гатса развиваются и меняются на протяжении всех серий. К сожалению, с Каской в манге автор поступил очень плохо, что отчасти видно уже в конце аниме (но это ещё, считайте, цветочки). Неплохи также Джудо, Рикерт, и даже принцесса Шарлотта. Последняя, при всей своей неспособности разглядеть сущность Гриффита, выражает, тем не менее, нетривиальные для своего места и времени идеи, выступая против войн и насилия.
Характер Гриффита не произвёл впечатления, никакой глубины за ним не чувствовалось. И это при том, что чисто внешне он изначально вызывает куда больше симпатий, нежели отталкивающий своей брутальностью Гатс. Наличия у Гриффита "мечты" (примитивной мечты о власти, если разобраться) и воли к её осуществлению совершенно недостаточно для обретения психологической глубины. Впрочем, понятно, что часть женского зрительского состава может быть склонна к иллюзиям на счёт этого персонажа, повторяя в какой-то мере ошибку принцессы Шарлотты.
Уже по первой серии было понятно, во что Гриффит в итоге превратится. Сюжетной неожиданностью оказался лишь временный срыв его планов на определённом этапе и то, что король оказался вдруг неожиданно живуч по сравнению с многими людьми своего окружения.
Большим минусом аниме является его сюжетная оборванность. Жаль, что в 1-ой серии убит не Гриффит, а какой-то промежуточный подобный ему демон. И тут дело не в том даже, что Гриффит не "получил по заслугам", а в том, что в аниме не показано с очевидностью, каков он в осознанном состоянии падения (сцены сразу после превращения в демона недостаточно).
Надо также отметить, что Гриффит стал "плохим" вовсе не из-за пережитых страданий и потрясений (хотя попутно надо сказать, что пример Гриффита обличает существенную неправду формулы о том, что страдание будто бы всегда или хотя бы в большинстве случаев "очищает"). Надо помнить, что Гриффит внутренне был готов убить Гатса ещё перед их вторым поединком: если не вернуть, так допустимо и убить! И вообще, уже то, что Гриффиту достался бехелит подразумевает, что зло и прежде обитало в его душе в потенциальном, неразвёрнутом виде.
После аниме посмотрел мангу и прочитал интервью с создателем. И то, и другое совершенно разочаровывает в плане "идей". Если падение Гриффита состоялось, то дальнейшие сражения Гатса с нечистью, если упор в повествовании делается именно на нём, едва ли могут быть интересными и рискуют обратиться в бесконечный повтор. Очень похоже, что "выезжает" манга за счёт концентрации насилия и секса в сочетании с жанром неклассического фэнтези. Если это предположение, верно, то на мангу незачем обращать внимание. И не будь аниме ограничено цензурой, его смотреть было бы бессмысленно, ибо даже в существующем варианте эти элементы создают достаточно серьёзный отталкивающий потенциал (для любителей чернухи и крови, вероятно, напротив - притягивающий). В идеале, тему падения Гриффита надо было бы раскрыть при меньшем количестве крови, и, вместе с тем, более эпично и масштабно.
|