Все же "Игра разума", как на мой вкус, незаслуженно переоцененное аниме. Для меня оно стоит в одном ряду с "Ghost in the Shell" и "Akira" – пустышка, притворяющаяся чем-то значимым. И если последние два аниме можно заподозрить в "содержательной пустоте", то в "Игре разума" мы имеем банальность, выезжающую на эпатаже, – это когда авторы сами осознают пошлость темы и разживаются дешевым ажиотажем за счет нестандартных (в случае с "Mind game" – уродливых) графических средств, претенциозных двусмысленных намеков и шокирования/эпатирования публики.
Вернусь к образу "дохлого осла". Дж. Оруэлл употребил его к творчеству С. Дали в том смысле, что в случае совпадения посредственного таланта и чудовищного эгоизма в одном человеке, единственным способом привлечь к себе внимание является шокировать публику.
Нечто подобное можно наблюдать в "Игре разума" – ну где в морализаторских экземплярах японской анимации мы не видели критики "бегства от реальности", призывов быть "смелым и решительным" и оптимистических реляций "о радостях жизни, какова она есть"? Нет, никто не спорит, вполне положительная пропаганда жизненных установок. Но в этой пропаганде нет никакой "глубины" – все плоско и банально. Другое дело, что "упакована" эта банальность "с претензией" – иллюзия глубины создается неясными намеками (это когда сказать нечего, но хочется казаться "мудрым"), "оригинальность" (ее отсутствие) компенсируется уродливой картинкой ("Ах, какой тонкий вкус, прямо таки на грани безвкусицы! " С. Дилени), а явная "поучительность" прячется под "хихиканьем" (типа, мы ж не менторским тоном).
Потому, как по мне, "Игра разума" это "дохлый осел", хотя и с позитивной моралью.
|