ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Два друга детства, Брэндон и Гарри, вели безоблачную жизнь уличной шпаны, пока не налетели на крупного босса. Потеряв в стычке всех своих товарищей, они волею случая оказались членами огромного преступного синдиката, где довольно быстро стали чем-то вроде top-top-managers и приближёнными лицами Большого Папы. Последует много событий: Большой Папа женится на первой любви Брэндона с благословения последнего, сам Брэндон погибнет от пули лучшего друга, чтобы потом воскреснуть во плоти, а лучший друг Гарри будет неудержимо рваться всё выше и выше со своей командой головорезов - во имя, как ему будет казаться, безграничной свободы. Также имеются учёный номер один, поднимающий мёртвых из могил и сообщающий им невероятную мощь, учёный номер два, из зависти к первому научившийся тоже создавать получудовищ, но уже из живых людей, старый телохранитель-самурай, который живёт в традиционном японском доме и по особым случаям устраивает чайную церемонию; в саундтрэке помимо рваной полуавангардной скрипки и явного индастриала присутствуют сямисэн и церковный орган.
Следует заметить, что сейчас, наверно, трудно снять что-нибудь такое, где вопросы дружбы, чести и свободы рассматривались бы в криминально-гангстерском ключе, где присутствовали бы немногословные мужчины со стальным взглядом и огнестрельным оружием (или наоборот), где через слово звучало бы, страшно сказать, "семья" - и всё это не напоминало бы, во-первых, "Крёстного отца", во-вторых, "Однажды в Америке". "Gungrave" - не исключение, в нём сознательно или бессознательно используются образные мотивы упомянутых гангстерских саг, вплоть до полного копирования интонации. Например, под священные звуки органа перед нами проходят, чередуясь с цветными витражами, картины бандитских разборок, трупы в лужах крови и т.д. Ну, или глава мафии, старик с добрыми глазами спаниэля, который воспитывает падчерицу лучшего друга и любит рыбалку; ему на смену приходит честолюбивый член синдиката, для укрепления собственного влияния пустивший под нож мир и покой старой "семьи". Однако создатели сериала правильно рассудили, что старая добрая гангстерская тема может, как вода спирт, растворить в себе неограниченные количества мелодрамы - с любым набором участников, по полу и возрасту, и что эта же тема также совместима с любыми "научно"-фантастическими фантасмагориями. В итоге эти три составляющие, в чистом виде способные отравить любое светлое начинание, в сумме обретают невиданную мощь эстетического, так сказать, характера. С другой стороны, неизбежный пафос, сопровождающий крушение идеалов, предательство, прощание с любовью, смерть и воскресение - а всего этого в Гангрэйве с избытком - гасится отнюдь не стрельбой, лужами крови и общим цинизмом происходящего, а самой манерой подачи, повествовательной нотой. Чрезвычайная молчаливость главного героя снимает все ненужные восклицательные знаки, ровный внутренний голос за кадром позволяет следовать дальше, не увязая в многочисленных драматических кульминациях. Нельзя сказать, что работа сделана без срывов - восстав из мёртвых, главный герой поначалу будет ходить в какой-то невероятной треуголке и сюртуке с позументами (впрочем, скоро переоденется), учёный номер один будет вещать о грехе и адских муках в связи с собственным изобретением, а сам сериал на несколько серий всё же превратиться в компьютерный боевик с боссами всё возрастающего level'а. И всё же чем дальше, тем яснее понимаешь - все эти картинные бои с бывшими друзьями, истребление зомби, столкновения синдикатов, романтические неурядицы - всё это происходило единственно для того, чтобы в последней сцене два друга, один окружённый собственными мертвецами, а другой сам уже успевший умереть, оба отказавшись от всего, чем жили и что предавали, наконец-то отдали друг другу собственную жизнь и собственную смерть. Чтобы взаимный выстрел выкинул их в общее детство, когда вместе просто так бежали за летящей в солнечном небе простынёй. Ну скажите, где ещё можно увидеть метафорой самой полной, наисладчайшей свободы сорванное ветром с верёвки постельное бельё?
|