Четыре (даже пять! ) «ЕСЛИ», которые помешали этому сериалу получить титул «Гениального шедевра»!
Ну что тут скажешь? Действительно – неоднозначный сериал!
Более того – каждый поймет его (и понимает – как видно из рецензий и отзывов) в меру своего разумения, образованности и способности к логическому мышлению.
Так же, как, при взгляде на один и тот же ограненный бриллиант, каждый увидит его в свое ракурсе – то расположение граней, которое видно лишь ему, - так и это произведение, удивительно сложное и в то же самое время парадоксально простое, – открывается каждому чем-то своим и этим лишь доказывает свою неоднозначность.
Действительно, с одной стороны – глубочайшая проработка психологической и социальной составляющей, вызывающая заслуженное уважение.
С другой – удивительные, на фоне сказанного, психологические ляпы, как будто отдельные куски сериала делали совершенно разные люди.
С одной стороны – достаточно продуманный и четко выверенный мир будущего.
С другой – невероятно алогичные «дыры» в повествовании, вроде отсутствия нормальных систем связи или межпланетного сообщения и транспорта.
С одной – интересная задумка с изоляцией замкнутой группы и всеми вытекающими из этого социально-психологическими последствиями.
С другой – впечатление, что авторы абсолютно не в курсе исследований ученых, посвященных как раз именно таким вот ситуациям, в которых обоснованно и понятно описано – как развиваются в таких случаях события.
Еще существует и «с третьей» - никто не читал замечательную книжку «Повелитель мух»? Понимаю – нонче читать книжки не модно! , ) Но! Такие книжки читать мало того, что полезно, так еще и интересно! Так что всем, кто с интересом смотрел «Муген но Ривайас» (кстати – для меня великая загадка – почему все рецензенты упорно коверкают сие название – они что – вместо того, чтобы слушать, сабы аглицкие читали, что ли?! Так ведь и читать надо уметь! ) рекомендую прочитать еще и эту книжку. Ибо в ней гораздо более психологически достоверно описывается реальный случай падения самолета на необитаемый остров в океане. Его, конечно, нашли, поскольку действительно, на планете нынче потеряться трудно. Но – нашли через несколько месяцев. А детишки все это время были предоставлены сами себе…
Так вот – складывается впечатление, что авторы сериала вовсе не изучали подобные факты и им посвященные исследования. Иначе бы не заставили героев в последней серии с улыбками на лицах возвращаться на корабль. :) Поскольку всех их по идее надо было бы еще долго лечить от ПТС – Пост Травматического Синдрома. Головами о мягкие стенки, ясно, не все бы бились, но… Короче, полная ерунда с психологической точки зрения. Не бывает таких несокрушимо-железобетонных нервных систем и психик у людей!
А кроме того, весь тот бред, который нам показывали большинство серий, показался бы и самим авторам именно бредом, если бы они хоть мало-мальски дали себе труд прочитать парочку статей на эту тему. :)
Итак, действительно фантастика! Только не научная. А психологическая! То есть дважды фантастика – на фоне научно-фантастического антуража авторы показали нам психологически-фантастическую историю про то, как дети, вместо того, чтобы сойти с ума со страха и элементарно перегрызть друг другу глотки, ведут себя даже не как состоявшиеся взрослые профессионалы, а просто как специально подготовленный к именно таким вот ситуациям межпланетный спецназ! :)
И, если разделить все повествование на как бы «стратегию» и как бы «тактику», то мы имеем изумительно прописанную психологическую «тактику» - маленькие сценки внутри сюжета, развитие отношений между героями и всякие внутренние конфликты, и абсолютно безграмотную психологическую «стратегию» - невероятную по своей психологической недостоверности общую линию сюжета.
И вот смотреть сериал можно, нужно и интересно именно благодаря этой вот «тактике», внутренней психологии, которая действительно создает постоянное напряжение, давление и не дает сюжету развалиться.
А вот со стратегией у японцев всегда было плохо… Не умеют они… :) Надо им какого-нить Диснея постоянно. Чтобы с него копировать и улучшать – почти до бесконечности. Довести до совершенства мелочи – это пожалуйста! А вот проработать весь сюжет – извините. :)
Так что сей сериал вполне мог бы запросто претендовать на звание шедевра и гениального, если бы…
Если бы продумали сюжет. Если бы, прежде, чем ваять, изучили законы развития замкнутых групп и возрастную психологию.
Если бы досочинили мир будущего до логически непротиворечивого вида (есть же Азимов, в конце-то концов, со своим “Foundation”! , есть Кларк, да тот же Шекли! ЁПРСТ! ).
И, если бы, наконец, толком объяснили в самом конце – на хрена ломали копья?! Куда там чего и почему? Договорились? Спаслись? Или где? Короче – излюбленный «открытый финал» ту не катит, ну никак!
А вот насчет Нэи и всей этой линии я не согласен с теми, кто не понял и оттого поругался – тут все как раз здорово сбалансировано и вполне логично. Развитие разума идет планомерно и вполне понятно. И единение с экипажем тоже здорово прописано. Слабовато – согласен! И не всем понятно – как следует из некоторых отзывов. Но – очень даже четко. Вот, кстати, пятое, самое малюсенькое «если» - если бы тему единения С-фикса Нэи именно С ЭТИМ экипажем показали нормально и четко, то и возвращение оного экипажа на корабль и его странную психологическую устойчивость и не менее странное психологическое равновесие можно было бы вполне логично обосновать и объяснить. :) И это бы спасло сюжет от логического «провисания» в самом конце. А также от психологической необоснованности по всей его длине.
А вот корявость и неуместность «мехов», однообразность космических битв, непродуманность интерьеров, и прочие мелочи я, по доброте душевной, вообще минусами не считаю. И готов простить – на такую ерунду и внимания обращать не стоит, по-моему. :)
|