«Бесконечное путешествие корабля Ривиас» Что о нём можно сказать?
Монументальная вещь. 10 из 10! Штучный товар из 25 серий. Дайте две! А, «Странники» же есть. Спасибо. Что может быть лучше?!
Посмотрел я это, конечно, только в 2016 году, откладывая этот самый просмотр аж 3 года. И это даже хорошо, потому что смотреть «Ривиас» нужно вдумчиво. Только тогда он раскроется во всей красе.
Так почему я откладывал? А потому что при знакомстве «Ривиас» «недоговаривает». Например, вот что мы видим на обложке? Детей, космический корабль и странную девушку в ярком костюмчике. И в голове всё сразу становится ясно: «Такого тонны, вряд ли они здесь снимут хорошо». Да, подходить к просмотру без стереотипов не удалось даже мне, ведь «нельзя просто так взять, и снять взрослое произведение про кучку детишек». А авторы взяли и сделали. Но это только часть проблемы этого аниме, ведь оно ещё и «обманывает». Ведь как «Ривиас» себя позиционирует, когда только узнаешь о нём? Аниме о космосе? Но оно больше о психологии и обществе. Раз есть боевой крейсер, значит о сражениях? Опять мимо. Космическая обстановка служит здесь лишь фоном, но зрителю то хочется историй как раз о нём! А ведь много негативных отзывов о «Ривиасе» именно в таком ключе: «Не понравилось, потому что аниме оказалось не тем, чем я предполагал». А теперь складываем эти два пункта с тем, что «Ривиас» ещё и нельзя смотреть, не напрягая мозг. И в итоге мы получаем то, что это аниме, к сожалению, находиться в аутсайдерах будет вечно.
А ведь «Ривиасу» есть о чём рассказать. Создателям удалось органично вплести сюда огромное количество мыслей и ситуаций, так, что картинка в голове становится просто невероятно детализированной. И, стоит признать, я не нашёл к чему здесь действительно стоит придраться. Всё объясняется и всё показывается. Да, в некоторых моментах придётся додумать, но «Ривиас» построен так, что практически исключает двусмысленности при размышлении. И отдельным плюсом для меня ещё является то, что создателям удалось впихнуть в это аниме даже больше, чем они показали. Но об этом во второй половине.
А сейчас техническая минутка. Что у нас здесь? 1999год говорит сам за себя. Но картинка глаз резать не должна, ведь «Ривиас» смотрят не из-за этого. Тоже самое со звуком. Ничего необычного для прошлого века. Сейю отрабатывают, фоновые звуки присутствуют так, чтобы и быть именно фоном. Но вот хип-хоп… Ненавистникам данного стиля музыки, конечно, будет не очень (как собственно и мне). Но если подумать, то это оказывается хорошей идеей. Во-первых, так никто не делает. А во-вторых, такой саундтрек, идеально дополняет атмосферу «отстранённости от мира сего», которая царит на корабле. И эта «отстранённость» не столько физическая, сколько «психопатическая», если можно так выразиться. Триумф же от соединения такого звука и картинки – совершенно неестественный танец Неи, который как нельзя лучше подчёркивает атмосферу безумия. «Пир во время чумы» – только в космосе и на современный лад (про праздник на корабле). Опенинг? Ничего необычного. А вот эндинг замечателен. И тут неспроста Нею показывают самой первой, Кодзи и Аой предпоследними, а в конце – сам Ривиас.
Теперь надо рассказать о том, чем же вдохновлялись создатели. Тогда, все умненькие как я, сразу скажут: «Так «Повелителем Мух» Голдинга же! » И конечно, окажутся правы. Но создатели «Ривиаса» не просто так «позаимствовали» идею Голдинга. Они взяли её за основу, но начали расширять её и вглубь и вширь. Получается, что «Повелитель Мух» – это произведение, акцентированное на внутреннем состоянии героев, социальная составляющая в нём проста. «Ривиас» же сложнее: больше психологии, намного больше социологии, и даже присутствует политика. А между тем, и «Повелитель Мух», и «Ривиас» рассказывают об одном и том же: о значимости авторитета для нашего общества. И уж точно эти два произведения не о детях, хотя именно они и являются главными героями. Но если у Голдинга дети – скорее способ оправдать гиперболизм иррациональность и разрушительность поступков людей, то для «Ривиаса» ещё и оказывается важным сам факт, что он – аниме. Детские мультики же! Потому взрослыми героев визуально делать невыгодно, а вот поступки героев «Ривиаса» говорят, что они вполне себе взрослые. Да, никогда не стоит идеализировать взрослость, думая, что с возрастом людское общество умнеет. Ничего бы не изменилось, если бы герои были взрослыми. Всё было бы абсолютно также. Типичный взрослый мир: борьба за власть, неравноправие, дезинформация и, конечно же, война. Даже в аниме нам показывают оба общества – вне и внутри корабля. И они одинаковые. Ладно, с этим разобрались. А вот упоминание «Соляриса» я ещё не видел. Нея же тут неспроста. Вот она внезапно «материализуется». Вот она пытается понять, что тут происходит, и чего эти людишки хотят. Тогда Нея – это образ, созданный для того, чтобы понять этих непонятных человечков (как и Хари в «Солярисе»). И способы в обоих произведениях похожи. Только вот цели изучения у них различаются. Если океан хочет просто узнать о людях, то Нея хочет через них познать себя. И её ситуация намного печальнее.
В итоге сюжет можно разделить на 3 части. Первая и основная – борьба детей с самими собой на корабле. И тут есть всё, что мы так любим. Весь набор социальных драм. У каждого свой взгляд на происходящее, свое мнение, свои цели. А если у кого-то есть ещё и пистолет… Здесь у нас психология и социология. Вторая часть – поиск Неи самой себя через эмпатию к людям. Экипаж тут обеспечивает превосходный спектр эмоций. Так что ей, мягко говоря, нескучно. Эта часть психоделична. Третья и последняя – борьба экипажа и корабля против всего мира. Так получилось, что одни люди хотят корабль уничтожить, видя в нём ничем не контролируемого врага. Другие хотят его скрыть, видя в нём надежду на будущее человечества. Тут у нас политика, космические баталии, а главное – будущее.
Потому, «Ривиас» рассказывает не одну историю, а сразу 3. И таки отлично с этим справляется. Тут я уже не знаю, как действительно показать масштаб того, что же здесь есть. Множество героев, все они взаимодействуют друг с другом, никто не забыт. Они целостные, со своими особенностями, и при этом создатели не пытаются оправдать негативные черты героев. И как раз это делает их живыми – такими, какими и должны быть люди. И обо всём этом хочется (да и надо бы) рассказать, но объём уж слишком велик – в один пост такое помещать бессмысленно.
Ладно. Теперь следует вернуться к тому, что я отложил в начале. Что именно авторы смогли рассказать, не показывая? А вот именно будущее человечества, которое идёт уже после событий аниме. Ведь оно пессимистично, как ни крути. И здесь проблема не в том, что Геодальт поглотит всю Солнечную Систему. Проблема в том, что люди любят войну. «Человечеству нужен корабль Вайа ради неизбежного будущего» – так сказал один из политиков. Но люди сделали не Ноев Ковчег, а очередное оружие и будут делать ещё и ещё, ведь Ривиас смог спастись. Нея смогла выжить. Хорошо ли это? Нет. И особенно для Неи. Ведь она никому не желает зла. Она появилась в мире, который для нее, наверное, даже слишком жесток. Но она – боевой крейсер. Да, события аниме играли ей на руку. Она ведь хотела подружиться, хотела прекратить агрессию по отношению к себе. Все её действия носили лишь защитный характер. До тех пор, пока аниме не закончилось. А дальше её будут использовать люди для своих целей. Для войны против друг друга. Для захвата Вайа. И настанет момент, когда Нее уже придётся самой атаковать своих братьев и сестёр. Но она слишком добрая для боевого крейсера. И самое ужасное тут совсем не это. Люди её специально сделают злой! Ведь с Гайстом военные так и сделали! То, что Нея смогла до него достучаться, это лишь удачное стечение обстоятельств, во многом благодаря тому, что капитаном был Конрад Вискас. И в 25 серии это не привело ни к чему хорошему для него. Он ведь всё понял. Он сделал выбор. Выбор, которого нет у S-фиксов.
А может и есть…
«Загадочный инопланетный разум связался с людьми незадолго до первого явления Геодальта». Вместе с ним появились и Вайа. Люди, ценой многочисленных жертв смогли захватить один из них. И «каким-то» образом адаптировать в оружие. В оружие с разумом. А потом началась штамповка. А с каким рвением Вайа стали подчиняться Гайсту, когда он начал формировать структуру в «режиме берсерка»? А их пассивность по отношению к боевым кораблям с S-фиксами? «Совпадение? Не думаю» Тогда всё становится ясно. Вайа – как паразиты. Люди для них лишь инструмент для следующего эволюционного скачка, ну и обслуживающий персонал ещё. При помощи человечества они обретут новую материальную форму и новое сознание, а дальше им нужно будет лишь поддерживание рабочего состояния. И это будет обязанностью человечества. S-фиксы оказывают негативное влияние на психику людей. Тогда почему бы им не научиться оказывать и положительное влияние, давая стимул в обслуживании самих себя? Идеальный вариант для кальмарообразных. И они это понимают. Они уже дали стимул к развитию для человечества, навязав Геодальт. Так что своё они получат, по-хорошему или по-плохому. И на самом деле Нея с самого начала могла управлять кораблём в одиночку. И намного эффективнее, чем герои, привязанные к интерфейсу СОЛИДа. Но это показывается лишь мимолётом. Ведь мы не должны видеть её возможностей. Создатели хотели сделать так, чтобы зрители воспринимали её как заключенного, хотя на самом деле она им не является. И вот в конце управляющий экипаж ей становится ненужным – он свою миссию уже выполнил.
С другой стороны экипаж может быть и средством контроля над S-фиксом. Но вот незадача. Люди то все разные, и думают каждый о своём, потому человеческое общество уже не может удерживать разумные S-фиксы и уж тем более не сможет в будущем.
Да. Вот как то так. Пора заканчивать уже. Спасибо авторам, что сделали этот шедевр: он замечателен. Получилось настолько хорошо, что даже не знаю, как можно было бы сделать его ещё лучше. Я же надеюсь, что эта моя писанина будет полезной.
|