Вы знаете, я всегда был слегка недоволен, когда в произведениях на космическую тему уделяли слишком мало времени повседневной жизни экипажа и быту на корабле. Не так уж много существует аниме, в которых действия происходят в космосе. Большинство из них посвящены сражениям и войнам, как Gundam или Uchuu Senkan Yamato 2199, например. И хоть эта тематика крайне интересна, мне всегда хотелось увидеть детальный акцент именно на самой жизни в космосе. Mugen no Ryvius оказался для меня буквально жемчужиной в этом плане, поскольку практически все аниме посвящено как раз этой самой жизни на космическом корабле. Только не стоит путать это с жанром повседневность. Тут все немного иначе. Главной целью произведения является вовсе не демонстрация особенностей повседневной жизни на космическом корабле. Это скорее средство, с помощью которого нам подают основную идею.
Mugen no Ryvius очень напоминает роман У.Голдинга “Повелитель мух”. Я бы даже сказал, что этот роман вполне мог быть идейным вдохновителем для Yatate Hajime, который является автором Mugen no Ryvius. И учитывая, что он собаку съел на произведениях, связанных с космосом, я вовсе не удивлен, что ему так лихо удалось воплотить основную идею “Повелителя мух” на космическом корабле. Я полагаю, те, кто читал роман Голдинга, уже догадались о том, какова же идея была положена в основу сюжета. Идея эта заключается в том, чтобы показать насколько хрупким является человек, оказавшийся в непривычной для него среде, и созданное им общество в условиях изоляции от цивилизации.
А человек на самом деле очень хрупкое создание. Настолько хрупкое, что стоит поместить его в изолированную закрытую систему и лишить привычного комфорта, человеческое обличье начинает крошиться, заменяясь звериным. И как ведь иронично смотрится огромный корабль Ривиас – венец творения человечества, способный справиться с любой внешней угрозой, но разлагающийся и разъедаемый изнутри таким маленьким и слабым существом, как человек. Словно огромный медведь, подхвативший инфекцию. С любым зверем он еще способен расправиться, а вот сделать что-либо с собой уже не в силах. Жалкое зрелище, но в то же время и жуткое.
События аниме развиваются в 2225 году, где человечество сделало верный и очень важный шаг вперед, а именно освоило и колонизировало Солнечную систему. В центре же событий оказываются учащиеся космической академии, расположенной на орбитальной станции “Либе Дельта”, которая обучает различным профессиям, необходимым в космосе. Но волей случая станция разрушается, и несколько сотен студентов оказываются на гигантском космическом корабле Ривиас. И на этом корабле им предстоит долгие месяца скитаться в космосе, постепенно погружаясь в кромешную тьму.
Я был удивлен тому, что подросткам удалось организовать какую-никакую систему на корабле и поддерживать ее жизнеспособной определенное время. Под системой я тут понимаю не столько сложившийся социальный устой, сколько верно собранный механизм, который позволил кораблю функционировать. У каждого была своя работа, которую он выполнял. И от каждой сферы зависела целостность сложившегося устоя. Этот механизм был вовсе не идеален, но он работал. И то, что он начал со временем выходить из строя вовсе не удивительно. Удивительно то, что его удалось запустить 15-летним подросткам. В такие моменты вспоминается наша удивительная адаптивная способность, благодаря которой человек может приспособиться к чему бы то ни было.
Хоть аниме не имеет в списке жанров слово “комедия” и вовсе не предназначено для развлечения зрителя, я все же хочу отметить единственную действительно забавную ситуацию в аниме. Поймут ее, правда, в основном те, кто увлекается жанром меха. Ситуация состоит в следующем. Когда Коджи и Икуми впервые увидели робота гуманоидного типа, они начали ржать, мол, кто вообще это придумал, и зачем нужна такая конструкция в космосе. И это при том, что создателем Mugen no Ryvius является человек, придумавший не один десяток произведений, в которых как раз эти двуногие роботы и фигурируют. Самоиронии автору не занимать.
Не буду особо акцентировать внимание на графике и музыке, поскольку в таких произведениях они не столь значимы (особенно графика), но все же пару слов скажу. Главной отталкивающей частью для нынешнего зрителя будет графика. 15 лет назад она, возможно, была неплохой, но поколение, выросшее на графике 2010-х годов, едва ли ее осилит. Правда, если вы зритель, непритязательный к визуальной составляющей, то проблем не возникнет никаких. Что касается музыки, то тут дела обстоят куда лучше. Помимо в целом неплохого OST-a, тут можно отыскать парочку весьма интересных треков. Особенно мне понравился “faint hope”.
Меня все не перестает удивлять тот парадокс, что некоторые аниме возрастного рейтинга PG-13 могут дать огромную фору в серьезности произведениям с рейтингом R или R+. И я отказываюсь принимать тот факт, что возрастное ограничение у Mugen no Ryvius всего PG-13. Да, с одной стороны тут нет ничего такого, но знаете, с точки зрения восприятия, подобный акцент на психологии порой куда жестче всякой наготы и кровавых сцен. И как по мне, данное произведение куда более жесткое, чем та же Эльфийская Песнь, в которой совершается лишь поверхностное воздействие на зрителя посредством расчлененки и необоснованной жестокости. Тут же воздействие куда глубже и проникает в самые недра сознания.
По уровню и качеству психологической составляющей Mugen no Ryvius является одним из лучших аниме, что мне приходилось видеть. И в этом плане конкурировать с ним может разве что Bokurano, поскольку они вполне сопоставимы с точки зрения акцента на психологии. Произведений, в которых затрагивается психология, не так мало, но крайне редко на этом акцентируется все внимание зрителя. Зачастую, это лишь сопутствующий элемент. Так что, если вы не прочь лишний раз задуматься о сущности человеческой натуры, Mugen no Ryvius может стать отличным толчком в этом направлении.
10/10
|