Не открою Америки, если скажу, что некоторые аниме изначально снимаются в расчете на узкий круг зрителей, на целевую аудиторию. "Дзипанг" - яркий тому пример. Манга и снятый по её мотивам сериал ориентированы на поклонников военной истории в целом и знатоков имперской Японии в частности. Для широкой же аудитории эти темы малопонятны и, как следствие, малоинтересны. Тем не менее, в кругу фанатов-милитаристов сериал был встречен тепло, а манга "Дзипанг" благополучно продолжает выпускаться до сих пор.
Сюжет сериала достаточно прост и нередко встречается в фантастике. Современные люди попадают в прошлое, сталкиваются с суровыми и непонятными для них реалиями, принимают тяжелые решения, зачастую противоречащие их идеалам. "Дзипанг" выделяется на фоне немалого числа подобных произведений двумя обстоятельствами. Во-первых, речь здесь идёт не о каком-то случайном приключении в прошлом; разворачивается настоящая эпопея, со множеством действующих лиц и множеством событий. Во-вторых, происходит всё это не в какие-то незапамятные времена, где автор мог бы писать историю с чистого листа, а в ХХ веке, в один из самых сложных и болезненных его моментов. Попади, например, современный российский подводный ракетоносец в лето 1941 года, смог бы его экипаж удержаться от атомного удара по Берлину?.. Подобная напряженность делает сериал своеобразным и увлекательным.
Характеры героев и их мотивации также представляют определённый интерес. На наших глазах люди, воспитанные в атмосфере демократии, миролюбия, дружбы народов, попадают в горнило одного из страшнейших конфликтов в истории человечества. Это становится для них страшным, тяжелым испытанием, но, одновременно, позволяет закалиться, узнать цену дружбе, почувствовать себя настоящими мужчинами. Самым ярким, пожалуй, является образ капитана третьего ранга Кусаки – офицера Императорского флота, попавшего на борт "Мирай" и узнавшего историю будущего. Этот "высеченный из кремня и стали" умница и циник одержим грандиозными замыслами, полон желания творить историю собственными руками, и вызывает среди всех героев самые сильные и противоречивые чувства.
Нельзя не отметить, что в "Дзипанге" ощущается некоторый привкус японского национализма. Недаром в одной из самых эмоциональных и трогательных сцен сериала современные моряки братаются с моряками старой Империи ("Мы благодарны вам за всё, что вы сделали" ). Безусловно, эта атмосфера может отпугнуть неподготовленного зрителя. Тем ни менее, "Дзипанг" никоим образом не является реваншистской агиткой. Высказываемые в нём идеи, согласно которым нынешняя Япония должна хранить благоговейную память о воинах прошлого, не содержат в себе никакого экстремизма и, более того, давно и прочно господствует в японском обществе. Кто как, а лично я могу лишь позавидовать такому уважительному отношению японцев к своей истории.
Как это нередко бывает с сериалами, снятыми по мотивам манги, "Дзипанг" имеет открытый и неопределённый финал, и это также надо учитывать при просмотре. К сожалению, манга не имеет известности за пределами Японии, так что узнать о последующей судьбе героев весьма проблематично.
Что касается графики и музыки, то скрывать не стоит: к ним можно предъявить претензии. Однако сделаны они на пристойном уровне, в особенности, если учитывать специфику сериала.
В общем и целом, "Дзипанг" хорош и смотрится на одном дыхании. У сериала только одна проблема: он рассчитан на фанатов военной истории, и за пределами их круга практически не востребован. Если вы знаете, кто такие Микава и Вандергрифт, что такое Мидуэй и Гуадалканал, то смотрите это аниме и получайте удовольствие. В противном случае от просмотра лучше воздержаться. Я же "Дзипанг" могу оценить на 8/10.
|